«Запретить любые манипуляции с гаджетами, чтобы водитель не отвлекался» - «Финансы»
Депутаты хотят увеличить штраф за использование смартфона за рулем
Все едут по плану
«Финансы и Банки» разъясняет, что ждет автомобилистов в ближайшие два-три года
Как менялись ПДД, КоАП и другие документы за последние несколько лет
История вопроса
В Госдуме хотят изменить ПДД и КоАП таким образом, чтобы можно было наказывать водителей за пользование смартфонами за рулем. Депутаты предлагают увеличить штраф до 3 тыс. руб. за использование любых гаджетов, отвлекающих от дороги. Для этого можно использовать камеры, специальные программы и данные сотовых операторов. Большинство экспертов относится к идее скептически: выявить такого нарушителя на практике очень тяжело, за рубежом же применяется исключительно ручной контроль полицейских.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия») готовит письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева, в котором предложит изменить ПДД (они закреплены постановлением правительства). Текущая формулировка правил (введена в 2001 году) лишь запрещает пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным hands free. Господин Лысаков говорит, что запрет нужно переформулировать, потому что водители используют сегодня телефоны не только для разговоров, но и для набора SMS и общения в соцсетях. «Над формулировкой мы подумаем, но общая идея — запретить любые манипуляции с гаджетами, чтобы водитель не отвлекался,— говорит депутат.— При этом запрет не будет касаться навигаторов и регистраторов, закрепленных на панели». После того, как изменятся правила, поправки внесут и в КоАП, чтобы увеличить штраф за использование телефона за рулем с 1,5 тыс. руб. до 3 тыс. руб.
В качестве средства контроля, считает Вячеслав Лысаков, можно было бы использовать автоматические камеры. Он напомнил, что УГИБДД Татарстана несколько лет назад уже пыталась штрафовать водителей, используя снимки, за непристегнутый ремень и выключенные фары, но по требованию главка Госавтоинспекции эту практику прекратили. «Если усовершенствовать законодательство и разработать специальную программу, которая будет автоматически распознавать телефон в руке водителя по снимку, то камеры к контролю можно было бы подключить»,— говорит депутат.
В ГИБДД признают проблему с телефонами, но к идее господина Лысакова относятся пока скептически. «Механизм контроля и реализации этой нормы очень сложный,— говорят в ведомстве.— Водитель всегда может сказать, что по телефону не говорил, а, например, чесал за ухом. Доказать обратное инспектору будет крайне сложно». Ранее начальник ГИБДД России Виктор Нилов в интервью «Финансы и Банки» говорил: «Объективность действий наших сотрудников часто подвергается сомнению. Поэтому отдать инспектору сегодня право определять вину водителя, базируясь на том, что он видел, пока не получается — общество это не поддерживает».
Представитель компании «Технологии распознавания» (делает комплексы «Автоураган») Сергей Кусов говорит, что программы, распознающие телефон за рулем по снимку, существуют, но применять их можно только в единичных случаях. «Должна быть хорошая освещенность, чистое стекло автомобиля, а сама камера должна стоять под нужным углом,— говорит он.— При этом должно быть понятно, что человек смотрит в телефон, а не на дорогу. Ни о какой автоматизации, конечно, речи идти не может. Такие фотографии надо будет отсматривать вручную. А значит, и на поток фиксацию таких нарушений не поставишь».
«В каждом телефоне есть огромное количество функций, поэтому законодателям придется указать запрет на каждую из них: запрещено за рулем писать SMS, сидеть в Facebook, "Одноклассниках" и т. д.,— отметил президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Но это все бессмысленно, поскольку недоказуемо. Человек мог посмотреть в телефон, чтобы увидеть уровень заряда батареи. Это что, запрещено?» Другой вопрос, говорит он, что разговор или использование телефона мог бы стать отягчающим обстоятельством в случае ДТП. «Человек проехал на красный свет, сбил человека и после проверки выясняется, что водитель на дорогу не смотрел, а сидел в смартфоне,— говорит господин Травин.— Доказать это будет сложно, в том числе и через запрос сотовому оператору, но в теории — возможно».
Представитель одного из сотовых операторов «большой тройки» пояснил «Финансы и Банки», что данные о разговоре по телефону в конкретный момент времени могут быть предоставлены полиции, но только по запросу суда. Собеседник «Финансы и Банки» из крупной сотовой компании заметил: даже в случае если компания подтвердит факт разговора по телефону, надо будет еще доказать, что телефон был в руках у водителя. Он мог быть в режиме громкой связи или подключен к мультимедийной системе автомобиля (это не отвлекает водителя от дороги). Сотовый трафик также ни о чем не говорит, отмечают специалисты: у водителя мог быть включен «Яндекс.Навигатор», подкачивающий карты через сотовую связь, при этом телефон закреплен в держателе. Чтобы выяснить, не сидел ли водитель в этот момент еще и в соцсетях, нужно будет делать запрос по IP-адресу.
За рубежом власти активно борются с использованием телефонов за рулем, в том числе с помощью активных пропагандистских кампаний. Одну из них в апреле 2015 года запустило Национальное управление безопасностью движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA, агентство при Минтрансе США), о чем сообщал «Финансы и Банки». На эти цели американские власти собирались потратить около $5 млн. По ТВ транслируются ролики социальной рекламы, демонстрирующие трагические последствия набора SMS во время вождения. Проводятся также спецрейды: сотрудники полиции, прошедшие специальное обучение, вручную выявляют водителей с телефонами за рулем. Применяются разные техники контроля, в том числе скрытые: полицейские, к примеру, ездят по дорогам на внедорожниках и грузовиках без спецраскраски, заглядывая в салон к водителям (при этом ведется видеосъемка). В 45 штатах полицейские штрафуют всех водителей за набор сообщений во время вождения, в 38 штатах запрещено пользоваться телефонами только водителям-новичкам. Самый маленький штраф — в штате Калифорния ($20), самая жесткая санкция — на Аляске ($10 тыс. штрафа или один год тюрьмы). В ГИБДД РФ признаются, что применять такие способы контроля в России крайне проблематично.