Грех статистики - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Грех статистики - «Финансы»

09 апр 2017, 21:00
Финансы
0
0
Грех статистики - «Финансы»
Грех статистики - «Финансы»

Почему отчетность не совпадает с реальностью


Статистику принято считать разновидностью лжи. Но статистика, встроенная в "вертикаль власти", неизбежно становится инструментом, с помощью которого государство обманывает не столько население, сколько себя.


НАДЕЖДА ПЕТРОВА


Статистическое ожидание


"Окно-то окно. Только в него видать не то, что видать, а то, что покажут" — претензии россиян к статистике во многом сродни претензиям апокрифической старушки к советскому телевидению. Отличие от телевидения, однако, в том, что правдивость многих статистических показателей каждый может оценить по себе.

И оценивает. О динамике доходов судит по зарплатной ведомости, об инфляции — по ценникам в магазинах. И, можно полагать, официальной статистике в итоге не верит. К примеру, по опросам "инФОМа" (март 2017), прямая оценка ожидаемой инфляции на ближайшие 12 месяцев равна 11,2%, а по данным Росстата, она уже сейчас значительно ниже — 4,3%.

Методологически потребители, конечно, неправы. Но и у экспертов, сведущих в методике, к данным статистики есть свои претензии. Иногда совершенно противоположные. Инфляция, к примеру, представляется скорее завышенной. Изменение в 2013 году методики подсчета индекса потребительских цен (ИПЦ) привело к тому, что он стал сильно отставать от реальности.

ИПЦ стал строиться на основании бюджетов домохозяйств двухлетней давности (до этого был год, смещенный на квартал). И в 2013 году это нововведение добавило к инфляции, по грубой оценке, 0,2 п. п., указывал Владимир Бессонов, заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ (см. "Вопросы статистики", N10, 2016 год).

О том, как повлияли на это кризис введение Россией "контрсанкций" и резкое изменение структуры потребительских расходов, можно только догадываться.

Похоже, можно говорить, что "Росстат "ужесточил" денежно-кредитную политику ЦБ" — он строит ИПЦ по корзине товаров, которой на практике давно нет.

И, наконец, что вызвало недовольство Минэкономики, переход Росстата на новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и продукции (ОКПД 2) оказался не самым гладким: предприятия путаются в показаниях, публикация данных задерживается, ретроспективно показатели в соответствии с новыми классификаторами пересчитаны только за 2015-2016 годы.

Ситуация в общем традиционная: Росстат в последние десятилетия терял преемственность в рядах данных с завидной регулярностью (см. "Вопросы экономики", N1, 2015 год), но Минэкономики удачно использовало ее, чтобы лоббировать очередной (уже третий в новейшей истории РФ) перевод ведомства из прямого ведения правительства в свое.

Это был, возможно, единственный способ заставить ВВП расти больше чем на 1-2% в год. Все остальное на ближайшие пару лет "уже задано", но все еще "можно поменять цифру роста, которая будет зависеть от того, кому будет подчиняться Росстат", как грустно пошутил о перспективах ускорения российской экономики и судьбе Росстата глава Сбербанка Герман Греф.

А глава ФНПР Михаил Шмаков и вовсе заявлял, что под руководством Минэкономики Росстат начнет "лакировать действительность", ссылаясь на "различные подходы, методики, международный опыт".

Нежданная реальность


Но если Росстат на самом деле решит что-то лакировать, Минэкономики ему для этого не понадобится — с пересмотром оценок в сторону повышения ведомство до сих пор само отлично справлялось.

Этой зимой, к примеру, оно резко улучшило оценки динамики ВВП в 2015 году: с минус 3,7% до минус 2,8%, причем особенно сильным был пересмотр в оборонке (с минус 0,9% год к году до 3%) и в образовании (с минус 4,1% год к году до 0,2%).

На результате сказалось не только уточнение данных по госрасходам, но и предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год, говорил в интервью "Ведомостям" глава Росстата Александр Суринов.

По его словам, доля в ВВП малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, оказалась выше, чем по итогам предыдущего наблюдения: в 2011 году — 19,4%, в 2015-м — 19,9%.

Показания Суринова вполне согласуются с выводами доклада ЦСР о российском рынке труда, о котором ранее писали "Деньги" (см. публикацию "Благая тень"): неформальный сектор смягчает прохождение экономических кризисов.

Ольга Моляренко, преподаватель кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ, напоминает:

"Если вы помните, в самом начале кризиса были катастрофические прогнозы: вот, сейчас экономика рухнет. Но она не рухнула, а начала потихоньку снижаться. Власть сама не ожидала, что у нас есть какая-то подушка. Этой подушкой оказался, естественно, неформальный сектор.

Если же мы посмотрим на системные ошибки, увидим, что существующие предпосылки для искажения данных Росстатом ведут преимущественно к занижению показателей. К примеру, если смотреть статистику по населению, в сельской местности обычно 15-процентный недоучет. И когда я сравнивала по некоторым территориям данные по основным фондам предприятий, у налоговой показатели были в два-три раза выше, чем у Росстата".

Среди причин, по ее словам, тотальное сокращение в начале 2000-х сотрудников низовых подразделений Росстата — тех, кто непосредственно собирает данные и вносит в систему:

"На районы с 90 тыс. населения оставлено по два-три человека, которым нужно следить за огромным потоком исследований. И при экономических переписях (малого бизнеса и других) им сложно следить за теневым бизнесом или бегать за предпринимателями, которых не оказалось по юридическому адресу".

Вторая большая проблема, продолжает Моляренко, межведомственные барьеры: "Горизонтальные каналы не работают. И, например, Росстат и ФНС, кроме списков предприятий для переписи, обмениваться данными не могут. Не могут сравнить, что было подано в Росстат, а что в налоговую: это запрещено, так как нарушает конфиденциальность".

При этом данные ФНС в принципе предпочтительней — и потому, что в налоговую предприятия исторически отчитываются "более тщательно", и потому, что ФНС может работать со всей "официальной частью" их множества:

"При условии передачи ФНС в Росстат деперсонализированных данных можно отменить огромное количество статистических форм. Росстату не обязательно получать первичные данные. Если будет налажена передача сводных данных — этого достаточно".

Намерения Минэкономики в принципе созвучны этим рекомендациям: глава МЭР Максим Орешкин основными задачами назвал повышение "качества статистических данных и их открытости, уровня доверия общества к статистике и снижение нагрузки на предприятия в части статистической отчетности с помощью новых информационных технологий, внедрения методов анализа больших данных, взаимоувязки системы статистического учета с другими крупными агрегаторами данных, такими как Банк России и ФНС России".

"Тут может быть ловушка,— предупреждает Моляренко.— Если сейчас за счет получения данных от ФНС и от Центробанка будет рост показателей, все будут обвинять Росстат в "рисовании", хотя фактически так получается по нашим выкладкам, ситуация в стране в общем-то лучше, чем она Росстатом всю жизнь позиционируется.

С другой стороны, мы понимаем, что стремление к искажению данных тоже есть. Я не могу предсказать, каким будет это соотношение роста, связанного с повышением качества данных, и роста, связанного с заинтересованностью в приписках".

Сферический конь в вакууме


Приписки в сложившейся системе просто неизбежны: статистические показатели служат для оценки их эффективности "по вертикали". И ни одно ведомство, ни один регион, ни один муниципалитет не хотели бы, чтобы "наверху" их оценили как неэффективных и обидели финансированием (а губернатора, положим, и вовсе сняли).

"Стимулы "радовать статистикой глаз начальства" лейтмотивом проходят через всю систему управления",— подчеркивает Моляренко.

Взять, к примеру, статистику по объемам жилищного строительства. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда — один из показателей оценки эффективности региональных властей, согласно майским указам, указывает участник проекта фонда "Хамовники" "Стройка в России" Александр Павлов.

"К концу отчетного периода,— говорит он,— регион напоминает муниципалитетам о необходимости обеспечения показателей. Муниципалитеты пытаются "решить проблему". В итоге в некоторых регионах до 80% жилья сдается в ноябре-декабре, и мы выяснили, запросив данные по формам отчетности Росстата, что в значительной части регионов, где нет спада по вводу жилья, это связано с резким ростом объемов ввода ИЖС. При этом в данных Росреестра никакого бума в регистрации прав на строения нет".

Фокус, считает Павлов, в том, что данные статистической отчетности по вводу ИЖС подаются муниципалитетами и никак не проверяются, причем основанием для подачи данных могут быть три вида документов.

А если речь идет о многоквартирном доме высотой не более трех этажей, строительством которого занимался индивидуальный предприниматель, он может подать в Росстат отчет по форме для многоквартирного дома.

В полевых интервью в одном из районных центров выяснилось, к примеру, что

дома, построенные по ФЦП "Жилище" для переселения из аварийного фонда, были учтены как минимум дважды: муниципалитет отчитался за них как за индивидуальное жилищное строительство, ИП — как за многоквартирные дома.

Но, рассказывает Павлов, когда он запросил в отделении Росстата данные по этому населенному пункту, оказалось, что это жилье было учтено четыре раза — как ИЖС эти дома учли трижды.

Если б статистика использовалась по прямому назначению — обеспечивать федерацию, регионы и муниципалитеты сведениями для принятия ими решений, подобных проблем просто не было бы.

Но когда их задача — отчитаться "наверх по вертикали", официальная картина со временем все меньше соотносится с жизнью.

По сути, "объектом государственного управления является именно статистическая реальность; не имея иных работающих инструментов, оно ориентируется на цифры и по ним же оценивает произведенный эффект",— констатирует Моляренко.


Почему отчетность не совпадает с реальностью Статистику принято считать разновидностью лжи. Но статистика, встроенная в "вертикаль власти", неизбежно становится инструментом, с помощью которого государство обманывает не столько население, сколько себя. НАДЕЖДА ПЕТРОВА Статистическое ожидание "Окно-то окно. Только в него видать не то, что видать, а то, что покажут" — претензии россиян к статистике во многом сродни претензиям апокрифической старушки к советскому телевидению. Отличие от телевидения, однако, в том, что правдивость многих статистических показателей каждый может оценить по себе. И оценивает. О динамике доходов судит по зарплатной ведомости, об инфляции — по ценникам в магазинах. И, можно полагать, официальной статистике в итоге не верит. К примеру, по опросам "инФОМа" (март 2017), прямая оценка ожидаемой инфляции на ближайшие 12 месяцев равна 11,2%, а по данным Росстата, она уже сейчас значительно ниже — 4,3%. Методологически потребители, конечно, неправы. Но и у экспертов, сведущих в методике, к данным статистики есть свои претензии. Иногда совершенно противоположные. Инфляция, к примеру, представляется скорее завышенной. Изменение в 2013 году методики подсчета индекса потребительских цен (ИПЦ) привело к тому, что он стал сильно отставать от реальности. ИПЦ стал строиться на основании бюджетов домохозяйств двухлетней давности (до этого был год, смещенный на квартал). И в 2013 году это нововведение добавило к инфляции, по грубой оценке, 0,2 п. п., указывал Владимир Бессонов, заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ (см. "Вопросы статистики", N10, 2016 год). О том, как повлияли на это кризис введение Россией "контрсанкций" и резкое изменение структуры потребительских расходов, можно только догадываться. Похоже, можно говорить, что "Росстат "ужесточил" денежно-кредитную политику ЦБ" — он строит ИПЦ по корзине товаров, которой на практике давно нет. И, наконец, что вызвало недовольство Минэкономики, переход Росстата на новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и продукции (ОКПД 2) оказался не самым гладким: предприятия путаются в показаниях, публикация данных задерживается, ретроспективно показатели в соответствии с новыми классификаторами пересчитаны только за 2015-2016 годы. Ситуация в общем традиционная: Росстат в последние десятилетия терял преемственность в рядах данных с завидной регулярностью (см. "Вопросы экономики", N1, 2015 год), но Минэкономики удачно использовало ее, чтобы лоббировать очередной (уже третий в новейшей истории РФ) перевод ведомства из прямого ведения правительства в свое. Это был, возможно, единственный способ заставить ВВП расти больше чем на 1-2% в год. Все остальное на ближайшие пару лет "уже задано", но все еще "можно поменять цифру роста, которая будет зависеть от того, кому будет подчиняться Росстат", как грустно пошутил о перспективах ускорения российской экономики и судьбе Росстата глава Сбербанка Герман Греф. А глава ФНПР Михаил Шмаков и вовсе заявлял, что под руководством Минэкономики Росстат начнет "лакировать действительность", ссылаясь на "различные подходы, методики, международный опыт". Нежданная реальность Но если Росстат на самом деле решит что-то лакировать, Минэкономики ему для этого не понадобится — с пересмотром оценок в сторону повышения ведомство до сих пор само отлично справлялось. Этой зимой, к примеру, оно резко улучшило оценки динамики ВВП в 2015 году: с минус 3,7% до минус 2,8%, причем особенно сильным был пересмотр в оборонке (с минус 0,9% год к году до 3%) и в образовании (с минус 4,1% год к году до 0,2%). На результате сказалось не только уточнение данных по госрасходам, но и предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год, говорил в интервью "Ведомостям" глава Росстата Александр Суринов. По его словам, доля в ВВП малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, оказалась выше, чем по итогам предыдущего наблюдения: в 2011 году — 19,4%, в 2015-м — 19,9%. Показания Суринова вполне согласуются с выводами доклада ЦСР о российском рынке труда, о котором ранее писали "Деньги" (см. публикацию "Благая тень"): неформальный сектор смягчает прохождение экономических кризисов. Ольга Моляренко, преподаватель кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ, напоминает: "Если вы помните, в самом начале кризиса были катастрофические прогнозы: вот, сейчас экономика рухнет. Но она не рухнула, а начала потихоньку снижаться. Власть сама не ожидала, что у нас есть какая-то подушка. Этой подушкой оказался, естественно, неформальный сектор. Если же мы посмотрим на системные ошибки, увидим, что существующие предпосылки для искажения данных Росстатом ведут преимущественно к занижению показателей. К примеру, если смотреть статистику по населению, в сельской местности обычно 15-процентный недоучет. И когда я сравнивала по некоторым территориям данные по основным фондам предприятий, у налоговой показатели были в два-три раза выше, чем у Росстата". Среди причин, по ее словам, тотальное сокращение в начале 2000-х сотрудников низовых подразделений Росстата — тех, кто непосредственно собирает данные и вносит в систему: "На районы с 90 тыс. населения оставлено по два-три человека, которым нужно следить за огромным потоком исследований. И при экономических переписях (малого бизнеса и других) им сложно следить за теневым бизнесом или бегать за предпринимателями, которых не оказалось по юридическому адресу". Вторая большая проблема, продолжает Моляренко, межведомственные барьеры: "Горизонтальные каналы не работают. И, например, Росстат и ФНС, кроме списков предприятий для переписи, обмениваться данными не могут. Не могут сравнить, что было подано в Росстат, а что в налоговую: это запрещено, так как нарушает конфиденциальность". При этом данные ФНС в принципе предпочтительней — и потому, что в налоговую предприятия исторически отчитываются "более тщательно", и потому, что ФНС может работать со всей "официальной частью" их множества: "При условии передачи ФНС в Росстат деперсонализированных данных можно отменить огромное количество статистических форм. Росстату не обязательно получать первичные данные. Если будет налажена передача сводных данных — этого достаточно". Намерения Минэкономики в принципе созвучны этим рекомендациям: глава МЭР Максим Орешкин основными задачами назвал повышение "качества статистических данных и их открытости, уровня доверия общества к статистике и снижение нагрузки на предприятия в части статистической отчетности с помощью новых информационных технологий, внедрения методов анализа больших данных, взаимоувязки системы статистического учета с другими крупными агрегаторами данных, такими как Банк России и ФНС России". "Тут может быть ловушка,— предупреждает Моляренко.— Если сейчас за счет получения данных от ФНС и от Центробанка будет рост показателей, все будут обвинять Росстат в "рисовании", хотя фактически так получается по нашим выкладкам, ситуация в стране в общем-то лучше, чем она Росстатом всю жизнь позиционируется. С другой стороны, мы понимаем, что стремление к искажению данных тоже есть. Я не могу предсказать, каким будет это соотношение роста, связанного с повышением качества данных, и роста, связанного с заинтересованностью в приписках". Сферический конь в вакууме Приписки в сложившейся системе просто неизбежны: статистические показатели служат для оценки их эффективности "по вертикали". И ни одно ведомство, ни один регион, ни один муниципалитет не хотели бы, чтобы "наверху" их оценили как неэффективных и обидели финансированием (а губернатора, положим, и вовсе сняли). "Стимулы "радовать статистикой глаз начальства" лейтмотивом проходят через всю систему управления",— подчеркивает Моляренко. Взять, к примеру, статистику по объемам жилищного строительства. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда — один из показателей оценки эффективности региональных властей, согласно майским указам, указывает участник проекта фонда "Хамовники" "Стройка в России" Александр Павлов. "К концу отчетного периода,— говорит он,— регион напоминает муниципалитетам о необходимости обеспечения показателей. Муниципалитеты пытаются "решить проблему". В итоге в некоторых регионах до 80% жилья сдается в ноябре-декабре, и мы выяснили, запросив данные по формам отчетности Росстата, что в значительной части регионов, где нет спада по вводу жилья, это связано с резким ростом объемов ввода ИЖС. При этом в данных Росреестра никакого бума в регистрации прав на строения нет". Фокус, считает Павлов, в том, что данные статистической отчетности по вводу ИЖС подаются муниципалитетами и никак не проверяются, причем основанием для подачи данных могут быть три вида документов. А если речь идет о многоквартирном доме высотой не более трех этажей, строительством которого занимался индивидуальный предприниматель, он может подать в Росстат отчет по форме для многоквартирного дома. В полевых интервью в одном из районных центров выяснилось, к примеру, что дома, построенные по ФЦП "Жилище" для переселения из аварийного фонда, были учтены как минимум дважды: муниципалитет отчитался за них как за индивидуальное жилищное строительство, ИП — как за многоквартирные дома. Но, рассказывает Павлов, когда он запросил в отделении Росстата данные по этому населенному пункту, оказалось, что это жилье было учтено четыре раза — как ИЖС эти дома учли трижды. Если б статистика использовалась по прямому назначению — обеспечивать федерацию, регионы и муниципалитеты сведениями для принятия ими решений, подобных проблем просто не было бы. Но когда их задача — отчитаться "наверх по вертикали", официальная картина со временем все меньше соотносится с жизнью. По сути, "объектом государственного управления является именно статистическая реальность; не имея иных работающих инструментов, оно ориентируется на цифры и по ним же оценивает произведенный эффект",— констатирует Моляренко.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика