«Яндекс» получит доступ к кошельку - «Финансы»
Как стало известно «Финансы и Банки», «Яндекс» совместно с Альфа-банком и Тинькофф-банком выпустит кобрендовые карты, позволяющие пользователям получать кэшбэк на его сервисы. Компании такая карта должна дать дополнительное конкурентное преимущество, банкам — возможность нарастить клиентскую базу. Впрочем, эксперты отмечают, что новый продукт мало чем отличается от уже имеющихся на рынке и существенного прироста аудитории ни одной из сторон не принесет.
О том, что «Яндекс» запустит глобальную программу лояльности на свои сервисы, рассказал источник «Финансы и Банки», близкий к компании, и подтвердил еще один собеседник, знакомый с ходом реализации проекта. Кобрендовые карты «Яндекс.Плюс» будут выпускаться в партнерстве с Альфа-банком, Тинькофф-банком и платежной системой MasterCard. Планируется, что в будущем к проекту подключатся и другие банки.
Как получить выгоду за лояльность банку
Презентовать проект будут 23 апреля. В ранее разосланных приглашениях «Яндекс» указал, что представит новинку — «кое-что полезное для кошельков россиян». В «Яндексе», MasterCard, Тинькофф-банке и Альфа-банке не ответили на запрос «Финансы и Банки».
В кредитных организациях отмечают, что кэшбэк является эффективным инструментом для привлечения клиентов. «Активная практика по начислению кэшбэков стимулирует клиентов увеличивать объем операций по картам,— говорит исполнительный директор кредитно-карточного бизнеса банка "Русский стандарт" Ростислав Яныкин.— Год от года инвестиции в программы лояльности во всех компаниях увеличиваются, поскольку конкуренция высока и необходимо инвестировать в дополнительные плюсы для клиентов».
Впрочем, эксперты не считают новый продукт особо привлекательным. «Пользователи привыкли к кэшбэкам и ожидают от банков и компаний этого сервиса, пока при прочих равных — клиент готов сделать выбор в пользу продукта с хорошим кэшбэком,— говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.— Однако его добавочная ценность со временем падает из-за слишком большой конкуренции». По его мнению, кэшбэки и бонусы хорошо работают в четко сегментированных аудиториях — когда карта предлагается постоянному клиенту бренда. От такого проекта «Яндекс» получает продвижение своих предложений банками, которым, в свою очередь, компания дает только видимость доступа к аудитории и дополнительный рекламный трафик, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Условия карты создают мнимую привлекательность, и заметного роста аудитории ни у "Яндекса", ни у банков не будет,— считает он.— Пользователей мог бы заинтересовать кэшбэк с такси, но его период действия ограничен тремя месяцами, а остальные сервисы менее популярны».
Как Тинькофф-банк нашел способ продать кэшбэк производителям
С предложенными условиями карта повлияет на рынок в районе статистической погрешности, считает руководитель Content Review Сергей Половников. «У того же Тинькофф-банка есть много вариантов карт с программами лояльности — например, с "Азбукой вкуса", "Перекрестком", OneTwoTrip и другими»,— напоминает он. По оценке эксперта, основное преимущество «Яндекса» от такого партнерства в том, что он получает доступ к кошельку своих пользователей и за счет маркетинговых предложений от партнеров может подстегивать потребление своих сервисов. «Банки в данном случае вряд ли смогут серьезно увеличить клиентскую аудиторию,— уверен господин Половников.— Безусловно, будет выпущено некоторое число карт, но опять же в структуре остальной банковской клиентуры выпуски будут минимальны». «Условия программы лояльности обычно формулируются таким образом, чтобы много заработать клиент не смог,— устанавливаются лимиты выплат и масса других оговорок»,— резюмирует младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.