Мыло на шило - «Финансы и Банки» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Мыло на шило - «Финансы и Банки»

15 ноя 2013, 03:30
Новости Банков
145
0
Мыло на шило - «Финансы и Банки»
Мыло на шило - «Финансы и Банки»

Банки, возможно, станут намного реже привлекаться к ответственности за формальные нарушения закона о противодействии отмыванию нелегальных доходов. В частности, за неточно направленные сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Зато наказание за реальные махинации ужесточится. Это произойдет, если будут приняты поправки, внесенные 14 ноября в Госдуму.

Банки давно мечтают освободиться от наказания, можно сказать, за неправильно расставленные запятые в документах, связанных с исполнением закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (№ 115-ФЗ). Над тем, чтобы подать в уполномоченный орган своевременно и в нужном виде информацию об отказе в открытии счета или в проведении операции подозрительному клиенту, в каждом банке работает много сотрудников.

Даже крупные кредитные организации, которые могут себе позволить содержать для этого специально обученных людей, часто выражают свое недовольство требованиями к «бумажкам», подаваемым по 115-ФЗ. Ведь ежедневно Центробанк объявляет о том, что та или иная кредитная организация оштрафована за нарушение антиотмывочного закона, не разъясняя, в чем именно заключается провинность. Например, «под раздачу» часто попадает Сбербанк. Многие его клиенты видят сообщение о нарушении, не понимают, в чем его суть, начинают нервничать и распускать слухи, что сейчас оплот российской банковской системы рухнет и все вклады россиян пропадут подобно тому, как в 1991 году в одночасье обесценились сбережения граждан СССР.

Точка, точка, запятая

ЦБ в четверг, 14 ноября, опубликовал в своем вестнике указание, в котором уточняется порядок информирования банками Росфинмониторинга об отказе в открытии счета сомнительным клиентам и проведении операций по указанию таковых. Банки должны предоставлять ведомству не позднее следующего рабочего дня сведения о тех случаях, когда они отказываются заключать с клиентом договор банковского счета или вклада, выполнять распоряжение клиента о совершении операции. А также о случаях расторжения договора банковского счета с клиентом, если оно происходит по инициативе кредитной организации. Заподозрив клиента в причастности к терроризму или экстремизму, банк должен заморозить его средства и проинформировать об этом уполномоченный орган незамедлительно, в этот же день.

По сведениям пресс-службы ВТБ 24, пока для банков особо ничего не меняется. Кредитные организации и так не могли не следовать указанным требованиям. «Сведения об отказе в проведении операции или открытии счета предоставляются в электронном виде, — уточнили представители ВТБ 24. — Временем доставки документа в уполномоченный орган считается письмо — «отбивка», которая приходит на почту банка-отправителя».

В пресс-службе ВТБ 24 заверяют, что банк полностью выдерживает критерии по времени уведомления Росфинмониторинга. Однако в кулуарах, в письмах в различные инстанции и ассоциации банкиры не раз жаловались на то, что любой технический сбой (притом не важно, где и в какой организации он произошел) может привести к нарушению сроков подачи документов и ошибкам в них. А это уже чревато привлечением к ответственности.

В погоне за мечтой

И вот в четверг, 14 ноября, в нижнюю палату парламента поступил законопроект, инициатором которого стал президент Ассоциации региональных банков России (АРБР), заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В проекте предложены поправки к ряду законов, касающихся борьбы с отмыванием средств. Суть изменений сводится к тому, чтобы ужесточить ответственность банков и их менеджмента за реальные «отмывочные» нарушения и смягчить наказание за формальные накладки.

Если сейчас все нарушения, связанные со 115-ФЗ, наказываются по статье 15.27 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), то в новом законопроекте предлагается отдать право выбирать, как, какой банк и за что штрафовать, почти целиком на усмотрение регулятору. По замыслу авторов поправок, к кредитным организациям, нарушившим 115-ФЗ, должны применяться меры, предусмотренные статьей 74 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Согласно этой статье регулятор в случае выявления нарушений может обязать банк провести реорганизацию, изменить структуру активов, сменить менеджмент, ввести временный запрет на осуществление отдельных банковских операций и т. д. — вплоть до отзыва лицензии.

Из текста поправок следует, что банки не будут нести административную ответственность за большинство технических нарушений при предоставлении документов об отмывании средств в уполномоченный орган. В КоАПе останется только ответственность должностных лиц банков, поскольку нормы статьи 74 закона о Центробанке применяются к самим кредитным организациям.

Долгожданное облегчение?

Авторы законопроекта считают, что если банк действительно вовлечен в преступные схемы, то у регулятора появится больше, чем сейчас, рычагов, чтобы применить серьезные санкции. А тратить огромные силы на то, чтобы досконально четко расставить в документах по отмыванию денег все точки с запятыми, банкам бессмысленно. Разумнее направить энергию на совершенствование системы управления рисками, на технологии борьбы с сомнительными операциями.

«Следствием этих изменений может стать сокращение числа случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности за формальные нарушения законодательства о противодействии отмыванию, связанные, к примеру, с неточно направленным сообщением об операции, подлежащей обязательному контролю, — сказано в пояснительной записке к законопроекту. — Кредитные организации получат дополнительную мотивацию к выстраиванию риск-ориентированных систем внутреннего контроля, позволяющих предупреждать, выявлять и устранять подозрительные операции клиентов».

Косвенным следствием принятия поправок, говорится в пояснительной записке, станет снижение числа дел о привлечении кредитных организаций к ответственности по статье 15.27 КоАП, рассматриваемых судами. По данным авторов законопроекта, за 2012-й и первое полугодие 2013 года Банком России было возбуждено 2 016 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1—3 статьи 15.27 КоАП. Из них — 1 287 в отношении кредитных организаций, 729 — в отношении их должностных лиц. На рассмотрении в судах находилось 277 дел, из них в отношении кредитных организаций — 152.

Кроме того, авторы законопроекта, учитывая большой объем работы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предлагают наделить полномочиями по рассмотрению соответствующей категории дел заместителей руководителей территориальных подразделений Банка России.

Данные поправки, как сообщил обозревателю портала Банки.ру Анатолий Аксаков, скорее всего, буду рассмотрены Госдумой в следующем году, в весеннюю сессию.

Юлия ПОЛЯКОВА,


Банки, возможно, станут намного реже привлекаться к ответственности за формальные нарушения закона о противодействии отмыванию нелегальных доходов. В частности, за неточно направленные сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Зато наказание за реальные махинации ужесточится. Это произойдет, если будут приняты поправки, внесенные 14 ноября в Госдуму. Банки давно мечтают освободиться от наказания, можно сказать, за неправильно расставленные запятые в документах, связанных с исполнением закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (№ 115-ФЗ). Над тем, чтобы подать в уполномоченный орган своевременно и в нужном виде информацию об отказе в открытии счета или в проведении операции подозрительному клиенту, в каждом банке работает много сотрудников. Даже крупные кредитные организации, которые могут себе позволить содержать для этого специально обученных людей, часто выражают свое недовольство требованиями к «бумажкам», подаваемым по 115-ФЗ. Ведь ежедневно Центробанк объявляет о том, что та или иная кредитная организация оштрафована за нарушение антиотмывочного закона, не разъясняя, в чем именно заключается провинность. Например, «под раздачу» часто попадает Сбербанк. Многие его клиенты видят сообщение о нарушении, не понимают, в чем его суть, начинают нервничать и распускать слухи, что сейчас оплот российской банковской системы рухнет и все вклады россиян пропадут подобно тому, как в 1991 году в одночасье обесценились сбережения граждан СССР. Точка, точка, запятая ЦБ в четверг, 14 ноября, опубликовал в своем вестнике указание, в котором уточняется порядок информирования банками Росфинмониторинга об отказе в открытии счета сомнительным клиентам и проведении операций по указанию таковых. Банки должны предоставлять ведомству не позднее следующего рабочего дня сведения о тех случаях, когда они отказываются заключать с клиентом договор банковского счета или вклада, выполнять распоряжение клиента о совершении операции. А также о случаях расторжения договора банковского счета с клиентом, если оно происходит по инициативе кредитной организации. Заподозрив клиента в причастности к терроризму или экстремизму, банк должен заморозить его средства и проинформировать об этом уполномоченный орган незамедлительно, в этот же день. По сведениям пресс-службы ВТБ 24, пока для банков особо ничего не меняется. Кредитные организации и так не могли не следовать указанным требованиям. «Сведения об отказе в проведении операции или открытии счета предоставляются в электронном виде, — уточнили представители ВТБ 24. — Временем доставки документа в уполномоченный орган считается письмо — «отбивка», которая приходит на почту банка-отправителя». В пресс-службе ВТБ 24 заверяют, что банк полностью выдерживает критерии по времени уведомления Росфинмониторинга. Однако в кулуарах, в письмах в различные инстанции и ассоциации банкиры не раз жаловались на то, что любой технический сбой (притом не важно, где и в какой организации он произошел) может привести к нарушению сроков подачи документов и ошибкам в них. А это уже чревато привлечением к ответственности. В погоне за мечтой И вот в четверг, 14 ноября, в нижнюю палату парламента поступил законопроект, инициатором которого стал президент Ассоциации региональных банков России (АРБР), заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В проекте предложены поправки к ряду законов, касающихся борьбы с отмыванием средств. Суть изменений сводится к тому, чтобы ужесточить ответственность банков и их менеджмента за реальные «отмывочные» нарушения и смягчить наказание за формальные накладки. Если сейчас все нарушения, связанные со 115-ФЗ, наказываются по статье 15.27 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), то в новом законопроекте предлагается отдать право выбирать, как, какой банк и за что штрафовать, почти целиком на усмотрение регулятору. По замыслу авторов поправок, к кредитным организациям, нарушившим 115-ФЗ, должны применяться меры, предусмотренные статьей 74 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этой статье регулятор в случае выявления нарушений может обязать банк провести реорганизацию, изменить структуру активов, сменить менеджмент, ввести временный запрет на осуществление отдельных банковских операций и т. д. — вплоть до отзыва лицензии. Из текста поправок следует, что банки не будут нести административную ответственность за большинство технических нарушений при предоставлении документов об отмывании средств в уполномоченный орган. В КоАПе останется только ответственность должностных лиц банков, поскольку нормы статьи 74 закона о Центробанке применяются к самим кредитным организациям. Долгожданное облегчение? Авторы законопроекта считают, что если банк действительно вовлечен в преступные схемы, то у регулятора появится больше, чем сейчас, рычагов, чтобы применить серьезные санкции. А тратить огромные силы на то, чтобы досконально четко расставить в документах по отмыванию денег все точки с запятыми, банкам бессмысленно. Разумнее направить энергию на совершенствование системы управления рисками, на технологии борьбы с сомнительными операциями. «Следствием этих изменений может стать сокращение числа случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности за формальные нарушения законодательства о противодействии отмыванию, связанные, к примеру, с неточно направленным сообщением об операции, подлежащей обязательному контролю, — сказано в пояснительной записке к законопроекту. — Кредитные организации получат дополнительную мотивацию к выстраиванию риск-ориентированных систем внутреннего контроля, позволяющих предупреждать, выявлять и устранять подозрительные операции клиентов». Косвенным следствием принятия поправок, говорится в пояснительной записке, станет снижение числа дел о привлечении кредитных организаций к ответственности по статье 15.27 КоАП, рассматриваемых судами. По данным авторов законопроекта, за 2012-й и первое полугодие 2013 года Банком России было возбуждено 2 016 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1—3 статьи 15.27 КоАП. Из них — 1 287 в отношении кредитных организаций, 729 — в отношении их должностных лиц. На рассмотрении в судах находилось 277 дел, из них в отношении кредитных организаций — 152. Кроме того, авторы законопроекта, учитывая большой объем работы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предлагают наделить полномочиями по рассмотрению соответствующей категории дел заместителей руководителей территориальных подразделений Банка России. Данные поправки, как сообщил обозревателю портала Банки.ру Анатолий Аксаков, скорее всего, буду рассмотрены Госдумой в следующем году, в весеннюю сессию. Юлия ПОЛЯКОВА,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика