Карманный эквайринг - «Финансы и Банки» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Карманный эквайринг - «Финансы и Банки»

25 окт 2013, 00:05
Новости Банков
143
0
Карманный эквайринг - «Финансы и Банки»
Карманный эквайринг - «Финансы и Банки»

Принимать платежи с банковских карт может каждый! Звучит как парадокс, но уже сейчас это реально с одним из нескольких сервисов мобильного эквайринга, функционирующих в России. Портал Банки.ру решил выяснить, как работает и что несет рынку услуга мобильного эквайринга.

Клиент хочет оплатить товар, наличных денег на покупку не хватает, а банковские карты торговая точка не принимает — клиент уходит. С такой досадной ситуацией периодически сталкивается каждый предприниматель, чей бизнес имеет слишком малый оборот, чтобы оправдать установку POS-терминала для пластиковых карт. А людей с картой в кармане становится все больше.

Три года назад американский стартап Square вывел на рынок решение, позволяющее кому угодно принимать к оплате банковские карты, будь то курьер, таксист или фрилансер. Начиная с прошлого года появились такие предложения и в России, и несколько крупнейших банков уже начали сотрудничать с сервисами мобильного эквайринга, такими как 2can, Sum Up, Pay-Me, iPay и LifePay.

Технология очень проста в использовании. Предприниматель приобретает небольшое устройство — кардридер, подключающийся к смартфону или планшету, работающему под управлением iOS или Android, и устанавливает мобильное приложение соответствующей компании. После регистрации, которая не занимает много времени, у него в руках оказывается полноценный терминал, позволяющий принимать к оплате банковские карты и работающий везде, где есть 3G-сеть. Стоимость кардридера может достигать 2 тыс. рублей, при этом некоторые компании предлагают их бесплатно либо компенсируют их стоимость, не взимая комиссию за операции в пределах цены устройства.

Для клиента все еще проще. Заказал товар с доставкой, а наличных в доме не хватает? Дал курьеру карту, тот провел ее через щель кардридера, клиент расписался пальцем по экрану смартфона и сообщил, куда и как выслать слип. Всё — оплата совершена, и, с задержкой от одного до пяти дней и с вычетом комиссии, деньги поступят на расчетный счет компании. В отличие от традиционного, «стационарного» эквайринга, размер комиссии не зависит от оборота и у большинства сервисов составляет 2,75%. Сам сервис эквайринга получает меньше процента, остальное уходит платежной системе, банку-эквайеру и банку-эмитенту.

Интересно, что на этом рынке есть предложение и для физических лиц. С помощью своей системы iPay ПриватБанк позволяет принимать платежи с пластиковых карт даже «физикам». Услуга может быть полезной, но для простой передачи денег с карты на счет комиссия получается высоковатой (2,7%), дешевле воспользоваться банкоматом. Правда, подходящий банкомат сначала надо найти, а кардридер можно всегда носить с собой.

Виды кардридеров

Производители считывателей для мобильного эквайринга предлагают массу самых разных моделей. Те, что попроще, обеспечивают минимальные возможности и безопасность, зато обходятся клиенту крайне дешево. Те, что посложнее, стоят гораздо дороже, но и безопасность их значительно выше.

Аналоговые кардридеры устроены крайне просто и содержат лишь магнитную головку и усилитель, передающий сигнал в смартфон через аудиоразъем. Это самые доступные по цене устройства.

Цифровые кардридеры могут иметь разные интерфейсы для подключения к смартфону: аудиоразъем, USB-порт, Bluetooth. Они не только считывают данные магнитной полосы, но и шифруют их перед передачей в смартфон.

Цифровые кардридеры chip-and-PIN работают уже не с магнитной картой, а с EMV-чипом и оснащаются клавиатурой для ввода ПИН-кода.

В России широко представлены лишь первые два типа кардридеров, работающие только с магнитной лентой. Это связано с тем, что мобильный эквайринг пока не получил у нас достаточного распространения, преимущества такой услуги пока очевидны не для всех и продавать дорогие кардридеры было бы затруднительно. Да и более половины отечественных банков до сих пор выпускают карты без EMV-чипа. Впрочем, стартапы не спят: по словам Яны Мазуровой, генерального директора Sum Up Russia, для ее компании выпуск терминалов с чип-ридером — вопрос нескольких месяцев.

Кому выгодно

Как и в случае многих других развивающихся технологий, важным вопросом является целесообразность внедрения нового сервиса. Кому и зачем он нужен, особенно в условиях доминирования наличных платежей?

Для банка-эквайера мобильный эквайринг не столько источник прибыли (ввиду небольшого оборота на данном этапе развития), сколько способ расширить клиентскую базу без больших вложений и стимулировать безналичные платежи. Когда люди привыкнут, что оплатить картой покупку или услугу можно не только в крупном магазине, но и в табачном ларьке, увеличится число тех, кто держит карту не просто для получения и обналичивания зарплаты, а активно платит с ее помощью. Это выгодно всем банкам.

Для предпринимателя мобильный эквайринг — способ привлечь и удержать клиента. Да, за это придется отдать 2,75% выручки, но лучше продать с меньшей прибылью, чем не продать вообще. Кроме того, существуют способы переложить эту комиссию на клиента (например, подняв цены на 2,75% и сделав такую же скидку при оплате наличными). Стоит учесть, что мобильный терминал очень удобен для использования «в поле» — он легко поместится в кармане курьера, уличного продавца, таксиста и т. д.

И наконец, для держателей пластиковых карт мобильный эквайринг дает возможность реже отправляться на поиски банкомата, оплачивая покупки и услуги с помощью карты практически где угодно.

Яна Мазурова рассказала, какого рода клиенты уже пользуются сервисом мобильного эквайринга Sum Up: «Мы фокусируемся прежде всего на малых предпринимателях, чей оборот недостаточен для традиционного эквайринга. Также среди наших клиентов немало мобильных бизнесов: такси, службы техпомощи, курьерские службы и магазины дистанционной торговли».

По данным Sum Up, многие клиенты, участвовавшие в пилотном проекте мобильного эквайринга, зафиксировали рост выручки на десятки процентов. В частности, рязанская служба доставка еды «Тайна вкуса» сообщила о 25-процентном росте, после того как курьеры получили смартфоны с кардридерами Sum Up.

По мнению Владимира Канина, генерального директора Pay-Me, за первый год работы компании она добилась существенных успехов: «С момента старта проекта продано больше двух с половиной тысяч устройств, подключено больше 700 компаний, около 100 заявок на этапе рассмотрения и регистрации. Средняя трансакция в сентябре превысила 10 тысяч рублей. Объем трансакций — миллионы рублей (пока еще в месяц). Динамика оправдывает наши прогнозы, и мы рассчитываем расти по среднему чеку и количеству трансакций».

Кто рискует

При совершении оплаты через мобильный терминал риск может возлагаться на разных участников процесса, и зависит это от типа кардридера (считая, что карта покупателя оснащена EMV-чипом).

Если кардридер цифровой и умеет считывать EMV-чип, то финансовые риски невелики, и их несет банк-эмитент. Если кардридер цифровой и работает лишь с магнитной лентой, ответственность переносится на банк-эквайер. В случае недобросовестного клиента многое зависит от владельца терминала — ему нужно сверить номер карты с номером, считанным терминалом, а также удостовериться в подлинности подписи клиента. Увы, стимула для этого у него фактически нет — свои деньги он получит в любом случае. Последней линией обороны является антифрод-система компании-эквайера, и от ее надежности зависит ее прибыль.

В случае простейшего аналогового кардридера, когда данные с магнитной ленты карты проходят в явном виде через смартфон, возможна компрометация самой карты. Нельзя исключать наличия в смартфоне продавца троянской программы, которая перехватывает и отсылает злоумышленнику все данные с карты. В этом случае рискует и клиент.

Ввиду небольшой маржинальности бизнеса, компании-эквайеры вынуждены уделять самое пристальное внимание борьбе с мошенничествами. В качестве антифродовых инструментов применяются лимиты на операцию, шифрование, блокировка по регионам и системы мониторинга трансакций.

«Изначально лимиты установлены по видам деятельности организации, — рассказал Владимир Канин. — Лимиты устанавливаются таким образом, чтобы соответствовать уровню бизнеса организации (например, у такси или доставки цветов редко бывает чек в 50 тыс. рублей) и в то же время защититься от потенциального мошенничества. Но все лимиты гибкие, если клиент показывает обоснованную потребность, то мы настраиваем увеличение лимитов. Мы также управляем и другими правилами обработки трансакций, такими как «количество трансакций с одной карты», или «общее количество трансакций в сутки», или «временной интервал между трансакциями».

Михаил ДЬЯКОВ,


Принимать платежи с банковских карт может каждый! Звучит как парадокс, но уже сейчас это реально с одним из нескольких сервисов мобильного эквайринга, функционирующих в России. Портал Банки.ру решил выяснить, как работает и что несет рынку услуга мобильного эквайринга. Клиент хочет оплатить товар, наличных денег на покупку не хватает, а банковские карты торговая точка не принимает — клиент уходит. С такой досадной ситуацией периодически сталкивается каждый предприниматель, чей бизнес имеет слишком малый оборот, чтобы оправдать установку POS-терминала для пластиковых карт. А людей с картой в кармане становится все больше. Три года назад американский стартап Square вывел на рынок решение, позволяющее кому угодно принимать к оплате банковские карты, будь то курьер, таксист или фрилансер. Начиная с прошлого года появились такие предложения и в России, и несколько крупнейших банков уже начали сотрудничать с сервисами мобильного эквайринга, такими как 2can, Sum Up, Pay-Me, iPay и LifePay. Технология очень проста в использовании. Предприниматель приобретает небольшое устройство — кардридер, подключающийся к смартфону или планшету, работающему под управлением iOS или Android, и устанавливает мобильное приложение соответствующей компании. После регистрации, которая не занимает много времени, у него в руках оказывается полноценный терминал, позволяющий принимать к оплате банковские карты и работающий везде, где есть 3G-сеть. Стоимость кардридера может достигать 2 тыс. рублей, при этом некоторые компании предлагают их бесплатно либо компенсируют их стоимость, не взимая комиссию за операции в пределах цены устройства. Для клиента все еще проще. Заказал товар с доставкой, а наличных в доме не хватает? Дал курьеру карту, тот провел ее через щель кардридера, клиент расписался пальцем по экрану смартфона и сообщил, куда и как выслать слип. Всё — оплата совершена, и, с задержкой от одного до пяти дней и с вычетом комиссии, деньги поступят на расчетный счет компании. В отличие от традиционного, «стационарного» эквайринга, размер комиссии не зависит от оборота и у большинства сервисов составляет 2,75%. Сам сервис эквайринга получает меньше процента, остальное уходит платежной системе, банку-эквайеру и банку-эмитенту. Интересно, что на этом рынке есть предложение и для физических лиц. С помощью своей системы iPay ПриватБанк позволяет принимать платежи с пластиковых карт даже «физикам». Услуга может быть полезной, но для простой передачи денег с карты на счет комиссия получается высоковатой (2,7%), дешевле воспользоваться банкоматом. Правда, подходящий банкомат сначала надо найти, а кардридер можно всегда носить с собой. Виды кардридеров Производители считывателей для мобильного эквайринга предлагают массу самых разных моделей. Те, что попроще, обеспечивают минимальные возможности и безопасность, зато обходятся клиенту крайне дешево. Те, что посложнее, стоят гораздо дороже, но и безопасность их значительно выше. Аналоговые кардридеры устроены крайне просто и содержат лишь магнитную головку и усилитель, передающий сигнал в смартфон через аудиоразъем. Это самые доступные по цене устройства. Цифровые кардридеры могут иметь разные интерфейсы для подключения к смартфону: аудиоразъем, USB-порт, Bluetooth. Они не только считывают данные магнитной полосы, но и шифруют их перед передачей в смартфон. Цифровые кардридеры chip-and-PIN работают уже не с магнитной картой, а с EMV-чипом и оснащаются клавиатурой для ввода ПИН-кода. В России широко представлены лишь первые два типа кардридеров, работающие только с магнитной лентой. Это связано с тем, что мобильный эквайринг пока не получил у нас достаточного распространения, преимущества такой услуги пока очевидны не для всех и продавать дорогие кардридеры было бы затруднительно. Да и более половины отечественных банков до сих пор выпускают карты без EMV-чипа. Впрочем, стартапы не спят: по словам Яны Мазуровой, генерального директора Sum Up Russia, для ее компании выпуск терминалов с чип-ридером — вопрос нескольких месяцев. Кому выгодно Как и в случае многих других развивающихся технологий, важным вопросом является целесообразность внедрения нового сервиса. Кому и зачем он нужен, особенно в условиях доминирования наличных платежей? Для банка-эквайера мобильный эквайринг не столько источник прибыли (ввиду небольшого оборота на данном этапе развития), сколько способ расширить клиентскую базу без больших вложений и стимулировать безналичные платежи. Когда люди привыкнут, что оплатить картой покупку или услугу можно не только в крупном магазине, но и в табачном ларьке, увеличится число тех, кто держит карту не просто для получения и обналичивания зарплаты, а активно платит с ее помощью. Это выгодно всем банкам. Для предпринимателя мобильный эквайринг — способ привлечь и удержать клиента. Да, за это придется отдать 2,75% выручки, но лучше продать с меньшей прибылью, чем не продать вообще. Кроме того, существуют способы переложить эту комиссию на клиента (например, подняв цены на 2,75% и сделав такую же скидку при оплате наличными). Стоит учесть, что мобильный терминал очень удобен для использования «в поле» — он легко поместится в кармане курьера, уличного продавца, таксиста и т. д. И наконец, для держателей пластиковых карт мобильный эквайринг дает возможность реже отправляться на поиски банкомата, оплачивая покупки и услуги с помощью карты практически где угодно. Яна Мазурова рассказала, какого рода клиенты уже пользуются сервисом мобильного эквайринга Sum Up: «Мы фокусируемся прежде всего на малых предпринимателях, чей оборот недостаточен для традиционного эквайринга. Также среди наших клиентов немало мобильных бизнесов: такси, службы техпомощи, курьерские службы и магазины дистанционной торговли». По данным Sum Up, многие клиенты, участвовавшие в пилотном проекте мобильного эквайринга, зафиксировали рост выручки на десятки процентов. В частности, рязанская служба доставка еды «Тайна вкуса» сообщила о 25-процентном росте, после того как курьеры получили смартфоны с кардридерами Sum Up. По мнению Владимира Канина, генерального директора Pay-Me, за первый год работы компании она добилась существенных успехов: «С момента старта проекта продано больше двух с половиной тысяч устройств, подключено больше 700 компаний, около 100 заявок на этапе рассмотрения и регистрации. Средняя трансакция в сентябре превысила 10 тысяч рублей. Объем трансакций — миллионы рублей (пока еще в месяц). Динамика оправдывает наши прогнозы, и мы рассчитываем расти по среднему чеку и количеству трансакций». Кто рискует При совершении оплаты через мобильный терминал риск может возлагаться на разных участников процесса, и зависит это от типа кардридера (считая, что карта покупателя оснащена EMV-чипом). Если кардридер цифровой и умеет считывать EMV-чип, то финансовые риски невелики, и их несет банк-эмитент. Если кардридер цифровой и работает лишь с магнитной лентой, ответственность переносится на банк-эквайер. В случае недобросовестного клиента многое зависит от владельца терминала — ему нужно сверить номер карты с номером, считанным терминалом, а также удостовериться в подлинности подписи клиента. Увы, стимула для этого у него фактически нет — свои деньги он получит в любом случае. Последней линией обороны является антифрод-система компании-эквайера, и от ее надежности зависит ее прибыль. В случае простейшего аналогового кардридера, когда данные с магнитной ленты карты проходят в явном виде через смартфон, возможна компрометация самой карты. Нельзя исключать наличия в смартфоне продавца троянской программы, которая перехватывает и отсылает злоумышленнику все данные с карты. В этом случае рискует и клиент. Ввиду небольшой маржинальности бизнеса, компании-эквайеры вынуждены уделять самое пристальное внимание борьбе с мошенничествами. В качестве антифродовых инструментов применяются лимиты на операцию, шифрование, блокировка по регионам и системы мониторинга трансакций. «Изначально лимиты установлены по видам деятельности организации, — рассказал Владимир Канин. — Лимиты устанавливаются таким образом, чтобы соответствовать уровню бизнеса организации (например, у такси или доставки цветов редко бывает чек в 50 тыс. рублей) и в то же время защититься от потенциального мошенничества. Но все лимиты гибкие, если клиент показывает обоснованную потребность, то мы настраиваем увеличение лимитов. Мы также управляем и другими правилами обработки трансакций, такими как «количество трансакций с одной карты», или «общее количество трансакций в сутки», или «временной интервал между трансакциями». Михаил ДЬЯКОВ,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика