Отмывание и наказание - «Финансы и Банки»
Самая распространенная причина отзыва лицензии у банков с приходом Эльвиры Набиуллиной на пост председателя Центробанка – отмывание и легализация незаконных доходов. Однако не все банки, занимающиеся обналичкой, лишаются лицензии. Портал Банки.ру выяснял, почему так происходит.
На днях в Санкт-Петербурге в офисах Альфа-Банка и Промсвязьбанка правоохранительные органы провели обыски и сообщили о выявленных крупномасштабных схемах обналичивания как минимум на 2 млрд рублей. По данным СМИ, в схеме по обналичке подозреваются несколько топ-менеджеров банков.
Следователи МВД установили, что в течение четырех лет начиная с 2011-го «в Санкт-Петербурге действовала организованная группа, которая занималась незаконным обналичиванием денежных средств коммерческих структур». По данным полиции, с этой целью были зарегистрированы фиктивные фирмы, которые фактически функционировали в качестве банковских структур, не имея на это соответствующей лицензии. «Организаторы преступной схемы привлекали клиентов из числа юридических лиц, заинтересованных в получении наличных денежных средств. Под предлогом мнимой оплаты работ, услуг или товаров клиенты перечисляли денежные средства на счета фиктивных фирм, после чего посредством банковских карт деньги обналичивались», — рассказали правоохранители. По сведениям полиции, организаторы преступной схемы брали «комиссию» в 4,6% от перечисленных денежных средств. При этом едва ли что-то угрожает непосредственно Альфа-Банку и Промсвязьбанку.
Основания для отзыва банковской лицензии предусмотрены в статье 20 закона «О банке и банковской деятельности». В перечне оснований говорится, что Банк России можетотозвать лицензию у банка при неоднократном в течение одного года нарушении 115-го федерального закона об отмывании или неоднократных нарушениях нормативных актов, изданных в соответствии с указанным законом. Как видно из документа, при нарушении данного закона установлена именно возможность, но не обязанность Банка России отозвать лицензию у кредитной организации.
За неисполнение требований закона об отмывании в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены меры в статье 15.27. Для юридических лиц штрафы варьируются от 50 тыс. до 1 млн рублей. Также предусмотрена приостановка деятельности на срок до 90 дней. Уголовная ответственность для физических лиц за легализацию доходов, приобретенных заведомо преступным путем, прописана в статье 174 УК РФ.
При этом важно понимать, что Банк России как регулятор банковской системы должен и обязан применять к банкам, допускающим нарушение законодательства, меры административного воздействия, предусмотренные законом «О Центральном банке» в статье 74, в том числе в виде ограничения отдельных банковских операций, вынесения предписаний, взыскание штрафа, назначения временной администрации, говорит партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. «С учетом того, что отзыв банковской лицензии является исключительной мерой наказания, ему, как правило, должны предшествовать иные меры административного воздействия», — отмечает юрист.
Формально началом нынешнего этапа борьбы регулятора с банками, занимающимися сомнительной деятельностью, можно считать выпуск письма ЦБ № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» 4 сентября 2013 года. В этом письме даются четкие критерии понятия «высокая вовлеченность кредитной организации в проведение сомнительных операций». Банк России определяет сомнительные операции как «операции клиентов банков, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей». Под критерии высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций подпадают банки, у которых за последний квартал общая сумма сомнительных наличных и безналичных операций превысила 5% в объемах дебетовых оборотов по счетам юридических лиц или составила более 5 млрд рублей.
Позже, в ноябре 2013 года, первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский в интервью радиостанции «Бизнес-ФМ» скажет, что этим письмом действительно объявлен новый этап в надзорной политике Центробанка и именно с этим связаны участившиеся отзывы лицензий у банков. В 2015 году на XXIV Международном банковском конгрессе Эльвира Набиуллина заявила, что количество банков, операции которых ЦБ РФ классифицирует как сомнительные, сократилось к настоящему моменту до 20. Еще несколько лет назад проведением сомнительных операций занимались 150 банков, отметила глава ЦБ.
По словам главного юриста Кредпромбанка Марии Крючковой, крупные банки в целом не занимаются легализацией денежных средств, такие операции проводят некоторые клиенты банков, иногда при попустительстве отдельных сотрудников банка. «Недостаточный контроль за транзитом и обнальными операциями может повлечь принятие жестких мер со стороны Банка России, вплоть до отзыва лицензии. При этом регулятор руководствуется своими внутренними критериями. Во многом решение об отзыве лицензии зависит от объема обналички по отношению к бизнесу банка. 2 миллиарда рублей – это непропорционально малая сумма и для Промсвязьбанка, и для Альфа-Банка», — говорит Крючкова.
«Масштаб банка-нарушителя тоже может являться критерием при принятии решения, поскольку отзыв лицензии у крупного банка уровня первый двадцатки будет иметь серьезнейшие последствия для всей банковской системы, – отмечает партнер юридической компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — При этом нужно понимать, что любые хищения и факты отмывания денег должны быть доказаны, чтобы о них можно было говорить со стопроцентной уверенностью».
Юлия ТИТОВА,