Дели ответственность: кто заплатит за смертельное ДТП в Москве - «Финансы и Банки»
Водитель, насмерть сбивший трех пешеходов на тротуаре в Москве, заплатит 150 тыс. рублей сервису каршеринга, у которого арендовал машину. Родственники жертв получат по 500 тыс. рублей страхового возмещения по полису ОСАГО. Как работает страховка при смертельном ДТП с участием арендованной машины?
Смерть едет на красный
Московская полиция возбудила уголовное дело по факту ДТП, в результате которого погибли трое пешеходов, среди них 12-летняя девочка, и еще один получил серьезные травмы.
Авария произошла 2 октября в 15:30. Hyundai Solaris проехал на красный сигнал светофора на перекрестке 1-й Владимирской улицы с Зеленым проспектом, говорится в сообщении столичной полиции. «Уходя от столкновения с другим автомобилем, водитель не справился с управлением и выехал на тротуар, где совершил наезд на четырех пешеходов», — сообщается в пресс-релизе. Трое из них погибли, еще один госпитализирован.
Водитель иномарки, 30-летний москвич Антон Усков, был задержан после оказания ему медицинской помощи. Дело было возбуждено по части 5 статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
На фото с места ДТП по раскраске автомобиля видно, что он принадлежит сервису краткосрочной аренды машины (каршеринга) «Делимобиль». В компании выразили соболезнования родным и близким погибших. Также в пресс-службе сервиса Банки.ру сообщили, что в 2017 году внедрят систему рейтинга водителей: система будет отслеживать стиль вождения пользователя, резкие маневры, превышения скорости и другие нарушения ПДД. К нарушителям будут применяться санкции, предусмотренные договором, уверяют в сервисе. Кроме того, там собираются ввести автоматическую систему предупреждения пользователя о значительном нарушении скоростного режима.
«Экономический эквивалент жизни человека»
Вопрос страхового возмещения в данном случае делится на две части: компенсация за гибель людей (выплачивается родственникам по полису ОСАГО «Делимобиля» — владельца авто) и ответственность водителя перед сервисом за разбитую машину, поясняет генеральный директор юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.
Родственникам каждого погибшего в аварии полагается 500 тыс. рублей страхового возмещения по стандартному полису ОСАГО. Причем это сумма возмещения по каждому страховому случаю, независимо от их числа в течение срока действия договора, подчеркивает старший партнер юридической компании «Неделько и партнеры» Ольга Саутина.
Все машины «Делимобиля» застрахованы по полису ОСАГО и ДОСАГО (добровольное расширение к ОСАГО), пояснили Банки.ру в пресс-службе сервиса. Компания оформляет на свои машины полисы без ограничения числа водителей, а полис ДОСАГО покрывает ущерб третьим лицам на сумму до 1,5 млн рублей, уточнили там.
Скорее всего, это расширение увеличивает лимит ответственности за вред имуществу, а не жизни и здоровью, полагает Тюрников (в «Делимобиле» этот вопрос прояснить не смогли). «Но 500 тысяч рублей — это не максимальная сумма, на которую можно рассчитывать, а предел ответственности страховщика, — уточняет юрист. — Родные жертв могут в судебном порядке потребовать с виновника ДТП компенсации морального вреда и своих экономических потерь, связанных со смертью родственника. Это так называемый экономический эквивалент жизни человека, который получается из расчета средней зарплаты по Москве (если мы не знаем фактического заработка погибшего), умноженной на число лет, которые человек не дожил до 71 года (средняя продолжительность жизни)».
Право на страховую выплату в 500 тыс. рублей, согласно закону об ОСАГО, имеют лица, потерявшие кормильца (и имеющие право на возмещение вреда в соответствии с гражданским законодательством), указывает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. А при отсутствии таких лиц выплату может получить супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода. Если на компенсацию претендуют несколько потерпевших, выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме требований потерпевших, приводит выдержку из закона Ольга Саутина.
Кто заплатит за машину
Водитель, устроивший ДТП на 1-й Владимирской улице, заплатит «Делимобилю» штраф в 150 тыс. рублей за разбитую машину, сообщил Банки.ру представитель сервиса. Там предполагают, что речь идет о полной потере транспортного средства (экспертное заключение еще не получено).
До июня этого года штрафы были гораздо больше — в начале лета большой резонанс получила история с клиентом «Делимобиля», с которого за компенсацию ремонта поврежденной машины потребовали, по данным СМИ, около 500 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью новой машины. Учитывая резонанс истории, компания решила снизить ответственность пользователей базового тарифа (7 руб./мин.) до 150 тыс. рублей.
«Все, что выше 150 тысяч рублей, пользователи платить не будут. Это будет отнесено к рискам компании», — комментировал тогда генеральный директор «Делимобиля» Станислав Грошов.
Кроме того, с 1 июня сервис ввел альтернативный тариф — за 10 руб./мин., по условиям которого в случае ДТП по своей вине пользователь платит максимум 10 тыс. рублей.
Этот новый тариф — некий аналог полиса каско в рамках собственной рисковой политики, пояснили Банки.ру в «Делимобиле». Дело в том, что по каско машины каршеринга не застрахованы — слишком дорого.
«Андеррайтеры страховых компаний закладывают необоснованно высокие риски в стоимость страхового предложения. В настоящий момент нам значительно выгоднее самостоятельно оплачивать ремонт машин, чем покупать полисы каско», — говорит представитель сервиса.
Службы проката — убыточный сегмент по каско, объясняет такое отношение страховщиков начальник управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС» Валерий Белый. «Машины застрахованы, и временные владельцы не заинтересованы напрямую в их сохранении, что порождает соответствующее отношение», — поясняет он. В «МАКСе» в принципе не берут на страхование автомобили, которые сдаются в аренду, в том числе предназначенные для каршеринга: «Мы не понимаем, какие водители могут садиться за руль, какой они имеют стаж вождения, для каких целей они берут автомобиль. То есть не можем определить степень риска и вероятность ДТП», — говорит Валерий Белый. В «Делимобиле» надеются, что ситуация изменится с накоплением статистики — сервис работает только с октября 2015 года.
Елена ПЕТЕШОВА,