Конец тихой гавани - «Финансы и Банки»
В середине октября в наше информационное пространство ворвалась новость о возможной конфискации недвижимости российских олигархов в Великобритании. Речь шла о внесенном 13 октября в британский парламент законопроекта «О криминальных финансах». Насколько велик такой риск?
Повод для беспокойства есть
Согласно законопроекту «О криминальных финансах» владельцу имущества на территории Соединенного Королевства может быть направлен запрос об имуществе неподтвержденного происхождения (unexplained wealth order). В соответствии с этим запросом владельцу недвижимости будет установлен срок для раскрытия источников приобретения имущества. Под имуществом, помимо недвижимости, понимаются драгоценные металлы, драгоценные камни и предметы искусства. Предоставление недостоверных сведений влечет уголовную ответственность собственника, а уклонение от раскрытия информации об источниках создает презумпцию незаконности источников приобретения. Правом на направление запроса законопроект наделяет Высокий Суд (High Court), который действует по ходатайству правоохранительных органов. При этом перечень правоохранительных органов Соединенного Королевства, которые уполномочены направлять в суд такие ходатайства, весьма внушительный:
Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency);
Королевская налогово-таможенная служба (Her Majesty's revenue and customs);
Управление финансового надзора (Financial Conduct Authority);
директор отдела по борьбе с экономическими преступлениями (Directo rof Serious Fraud Office);
генеральный прокурор (Director of Public Prosecutions).
Основания, которые наделяют Высокий Суд правом направлять запрос об имуществе неподтвержденного происхождения, таковы:
- Стоимость имущества должна превышать 100 000 фунтов.
- Существуют разумные основания полагать, что законный доход лица не позволяет приобрести имущество.
- Существуют разумные основания полагать, что лицо причастно к совершению серьезного преступления (serious crime) либо оно является политически значимым лицом (PEP).
В случае если суд не удовлетворят объяснения владельца, имущество считается изымаемым имуществом (recoverable property) и может быть конфисковано по решению суда. До принятия решения по существу суд имеет право наложить арест на соответствующее имущество для предотвращения его сокрытия.
Что меняется
Во-первых, настораживает сама тенденция к ужесточению механизма конфискации имущества.
Дело в том, что нормы, позволяющие изымать незаконно приобретенное имущество в британском законодательстве, существовали и ранее. Они применялись в соответствии с законом «О полученных преступным путем доходах» (The Proceedsof Crime Act 2002). Согласно этому закону правоохранительные органы имели право обращаться в суд с требованием о конфискации имущества, которое они считали приобретенным из незаконных источников.
При этом до последнего времени Лондон считался тихой гаванью, а британские правоохранительные органы не задавались вопросом об источниках происхождения средств на приобретение недвижимости в их стране. Прецеденты конфискации имущества у наших соотечественников на основании закона «О полученных преступным путем доходах» общественности не известны.
Теперь действующая система, предполагающая адресный подход к конкретному правонарушению, уже кажется британским властям недостаточной. Законопроект «О криминальных финансах» вводит механизм совсем другого рода. Бремя доказывания законности средств приобретения переносится на владельца имущества. Таким образом, создается возможность создания конвейера «писем счастья» и вводится механизм массового применения конфискационных мер.
Во-вторых, законопроект вводит крайне низкий порог стоимости имущества, который составляет всего 100 000 фунтов. С учетом стоимости британской недвижимости это означает, что целью запроса об имуществе неподтвержденного происхождения может фактически стать любой собственник.
В-третьих, при направлении запроса об имуществе неподтвержденного происхождения адресату будет предоставлен определенный срок для оправдания законности источников дохода. Точный срок законопроектом пока не определен. Однако ввиду того что источник дохода владельца с большой долей вероятности будет находиться в России, времени для сбора соответствующих документов у него может быть недостаточно. По этой причине для собственников британской недвижимости имеет смысл озаботиться подготовкой подтверждающих документов заранее, не дожидаясь получения запроса от судебных органов Соединенного Королевства.
В-четвертых, одним из оснований для предъявления запроса об имуществе неподтвержденного происхождения является наличие разумных оснований полагать, что лицо причастно к совершению серьезного преступления. Оценить, что правоохранительные органы Великобритании будут понимать под такими разумными основаниями, в настоящее время с определенностью сказать трудно. Разумеется, достаточными основаниями будут факты возбуждения уголовного дела в России. Очень вероятно, что будут использованы негативные публикации в российских и иностранных СМИ (коих, как мы понимаем, было предостаточно). В любом случае с учетом нарастающего антироссийского информационного фона на лояльность Высокого Суда рассчитывать не стоит.
При этом отдельно законопроектом упомянуты политически значимые лица (PEP). В отношении этих лиц противоправность источников дохода резюмируется, и доказывать причастность к преступлению британские правоохранительные органы не должны. Таким образом, законопроект «О криминальных финансах» делает российских чиновников, имеющих недвижимое имущество в Соединенном Королевстве, крайне уязвимой мишенью для британских правоохранителей.
В-пятых, еще одной неприятной для наших соотечественников характеристикой может оказаться открытость судопроизводства в Высоком Суде Лондона. При этом сокрытие доказательств, подтасовки и лжесвидетельство традиционно жестко пресекаются английскими судами путем вынесения реальных сроков заключения. Своим правом требовать раскрытие доказательств суды активно пользуются, вскрывая самые неприятные сюрпризы для участников процесса. В результате применения этого законопроекта мы можем стать свидетелями раскрытия многих интересных деталей, качающихся «обычаев» российского бизнеса и власти.
Примут ли этот закон
25 октября 2016 года прошло второе слушание законопроекта в палате общин (нижней палате британского парламента). За ним последуют обсуждение в профильных комитетах палаты общин и третье чтение, а далее — слушания в верхней палате (палате лордов) и, наконец, одобрение Ее Величеством. Риторика членов парламента, которую они применяют при обсуждении законопроекта (с ней можно познакомиться на сайте британского парламента, и она представляет собой любопытный срез настроений британской элиты), позволяет предположить, что закон имеет неплохие перспективы и может быть принят уже к концу текущего года.
Таким образом, в 2017 году британский законопроект «О криминальных финансах» имеет все шансы стать законом и вторым ударом по российским активам за пределами Российской Федерации после печальной стрижки крупных депозитов, виртуозно проведенной Евросоюзом на Кипре в разгар финансового кризиса в этой стране в марте 2013 года. Из этого следует еще один неприятный вывод. Если попытка Великобритании по пополнению бюджета за счет российского бизнеса окажется удачной, можно ожидать репликации этого опыта в других европейских юрисдикциях. Свежий тому пример — применение на Кипре процедуры bail-in, которую европейская банковская бюрократия упорно навязывала странам Евросоюза.
Алексей МОЗЖУХОВ, руководитель международно-правового департамента IPT Group, для