Свердловская область держит автокредитный рынок на плаву после отмены господдержки - «Финансы и Банки»
Фото:
ИА "БанкИнформСервис"
По данным Национального бюро кредитных историй, в 2018 году в стране выдано 801,3 тыс. автокредитов. Это на 10,7% больше, чем в 2017 году и всего на 3% меньше докризисных показателей 2014 года.
Свердловская область продемонстрировала прирост вдвое больше общероссийского - 21,7%. За год свердловчане взяли 29,8 тысяч автоссуд. Область вполне можно считать «локомотивом» российского автокредитования: ни один регион не показал такого прироста на высокой базе, а из десяти регионов с самыми крупными показателями выдач шесть зафиксировали падение кредитования в 2018 году. Именно Свердловская область наряду с Челябинской, Тюменской, Ставропольским краем и некоторыми другими регионами, держит рынок автокредитования в том темпе роста, который он взял с помощью льготных программ. В Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Краснодарском и Пермском краях, Московской, Ростовской, Самарской и Нижегородской областях (все эти регионы являются лидерами по количеству выданных кредитов) после сворачивания господдержки рост кредитования сменился падением или близкой к нулю динамикой. В таблице приведена поквартальная динамика (прирост к тому же кварталу 2017 году) по десятке регионов с самым большим количество выданных автоссуд.
Регион
1 кв. 2018
2 кв. 2018
3 кв. 2018
4 кв. 2018
Москва
16
14
0,5
4,7
Санкт-Петербург
21,8
8
- 3,5
- 3,8
Московская область
17,5
13,8
- 0,6
2,6
Татарстан
18
9,5
- 9,8
- 5,9
Башкортостан
41,7
20,8
3
4,4
Свердловская область
46,7
39,8
15,1
13,6
Краснодарский край
32,9
17,7
1,1
3,8
Челябинская область
32,6
22,2
7,3
2,8
Самарская область
26,1
8,2
- 11,9
- 6,1
Пермский край
30,9
18,9
- 6,5
нет точных данных
Данные НБКИ и аналитического агентства "Автостат". Для 4 квартала приведены расчёты Bankinform.ru на основе данных НБКИ и "Автостата".
Справедливости ради отметим, что немалый вклад в рост автокредитного рынка по всей видимости вносит Дальний Восток, где льготная программа продолжила действовать. Оценить этот вклад не получается, поскольку НБКИ не публикует данных по всем регионам. Однако во-первых, объём рынка дальневосточных регионов не настолько велик, чтобы задавать тренд, а во-вторых, сам факт продолжающегося там льготного кредитования выводит Дальний Восток за скобки рассуждений о том, какие именно регионы поддержали рынок после сворачивания господдержки.
Примечательно, что доля машин, купленных в кредит, среди общего числа автопокупок остаётся на высоком уровне и без льготных программ. Динамику этого показателя (по России в целом)можно посмотреть в таблице.
Период
Доля автомобилей, купленных в кредит, от общего числа автопродаж, %
1 квартал 2017 года
45,7
2 квартал 2017 года
48,1
3 квартал 2017 года
53,5
4 квартал 2017 года
47,6
1 квартал 2018 года
50,3
2 квартал 2018 года
49,1
3 квартал 2018 года
50,3
4 квартал 2018 года
47,1
Данные НБКИ и аналитического агентства "Автостат".
Очевидно, именно из-за приличных показателей автокредитного рынка во втором полугодии 2018 года, обеспеченных Свердловской областью и некоторыми другими регионами, правительство не торопится с возвращением субсидий. Напомним, в июле было принято решение о продлении госпрограммы до 2020 года, но конкретных сроков её возобновления не называлось.