Микрофинансовым организациям напомнили о необходимости смены имиджа - «Финансы»
Компании, специализирующиеся на предоставлении микрокредитов, почистили свои ряды с помощью ЦБ, который активно удаляет из реестра незаконных игроков. И теперь Банк России вновь напоминает отрасли о том, что она должна реанимировать свой облик в глазах как обычных заемщиков, так и средств массовой информации.
Микрофинансовым компаниям надо кардинально менять свой имидж. Таким был один из лейтмотивов V Ежегодного форума для МФО и МКК, организованного СРО «Единство», который прошел в Казани.
Микрофинансовые организации — часть общей финансовой системы страны. Об этом в своем выступлении говорил начальник главного управления микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Илья Кочетков. Он попросил собравшихся представителей рынка понять, что негативные публикации о рынке МФО, появляющиеся в прессе, чаще всего имеют свои корни в работе нелегальных кредиторов и коллекторов. То есть негатив в СМИ формируют не сами МФО, а те проблемы, которые возникают у людей, которые не могу вернуть долг. Поэтому сам рынок должен помогать Банку России очистить свои ряды. Необходимо пресечь практику незаконной выдачи займов и выявлять случаи недобросовестной работы коллекторов, уверен Кочетков
Большую надежду Банк России возлагает на проект под условным названием «маркировка МФО». Эту работу Банк России ведет вместе с «Яндексом»
Решающую «скрипку» в этом труде должна сыграть саморегулируемая организация — СРО, так как Банк России планирует передавать основной контроль за своими «подопечными» на уровень финансовых профильных ассоциаций. Центробанк будет сокращать территориальную сеть, поэтому и плановые проверки, и сбор и предоставление в ЦБ отчетов и ответов на запросы регулятора, и отслеживание изменений в регионах планируется передать в руки СРО. В условиях сокращения аппарата в территориальных отделениях у Банка России уже не будет возможности отследить «сверху» все нарушения и тренды. Удаленными каналами общения с регулятором в регионах СРО станут и сами МФО. Хотя и с себя работы по пресечению недобросовестных практик Банк России не слагает. Так, в качестве эксперимента ЦБ уже заблокировал 10 сайтов нелегальных кредиторов. Хотя именно тот департамент, который возглавляет Кочетков, не будет заниматься ловлей нелегалов. Абсолютно всеми незаконными практиками на финансовом рынке занимается специально созданный департамент — противодействия недобросовестным практикам. Это подразделение в 2016 году выявило 1400 нелегальных компаний, и в 2017 году — уже 443.
Большую надежду Банк России возлагает на проект под условным названием «маркировка МФО». Эту работу Банк России ведет вместе с «Яндексом». «Яндекс» будет получать от ЦБ ежедневно 10 названий компаний, проверять их в сети, и на сайты легальных МФО, которые есть в реестре ЦБ, вешать специальный знак. Любой посетитель страницы такой МФО, кликнув на этот знак, попадет в реестр МФО Банка России.
Впрочем, МФО давно предлагается озаботиться собственным имиджем. Серьезный разговор об этом шел уже год назад. )
МФО озаботились собственным имиджем Микрофинансовые организации пытаются вписаться в позитивный контекст: они строят цивилизованный бизнес, переходят в белую зону, умерили аппетиты по процентам и так далее. Однако осадочек после ряда резонансных случаев у людей все же остался, и так просто его не уберешь. Имидж МФО срочно требует улучшения — с этим согласились все участники микрофинансового форума «Сила МФО в единстве», проходящем в Москве.
Тему очистки рядов и смены имиджа поддержал и первый вице-президент «Опоры России», президент СРО «Единство» Павел Сигал. Он отметил, что 98% негатива о рынке МФО — это жалобы на нелегальных игроков. И если с ними не будет бороться профильное сообщество, то нелегалы «съедят» добропорядочные компании. «Компании, которые регулятор удалил из реестра, вовсе не закрылись, они перешли в разряд нелегальных кредиторов. С ними нужно разобраться, или мы их ликвидируем, либо они нас сожрут»,— заявил Павел Сигал.
Не бывает нелегальных МФО — если компания включена в реестр Банка России, то она МФО
Экономический советник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Галина Шарыбкина тоже много времени в своем выступлении уделила имиджу рынка микрофинансов. Она отметила, что для того, чтобы формировать свой положительный образ, МФО должны верно подавать информацию о себе. Так, например, надо говорить и писать о себе правильно. МФО не выдают кредиты, они, в отличие от банков, предоставляют займы. Не бывает нелегальных МФО — если компания включена в реестр Банка России, то она МФО. А те, кого в реестре нет, это нелегальные кредиторы. МФО не принимают у людей вклады — они привлекают инвестиции. И, тоже в отличие от банков, у МФО нет лицензий — все компании должны состоять в реестре Банка России.
Также Шарыбкина полагает, что переход на единый план счетов и профессиональные стандарты работы на рынке микрофинансирования станет той чертой, которая окончательно разделит легальных игроков и теневой сектор кредитования. Добросовестные МФО станут прозрачными.
Представитель Банка России сообщила представителям МФО о том, что управление проводит для журналистов обучающие семинары, но при этом не надо всю программу взаимодействия СМИ возлагать на регулятор. Шарыбкина рассчитывает на то, что рынок микрофинансирования сам займется реабилитации имиджа. «Мы не можем пресечь негатив и надеяться на то, что журналисты будут стремиться разобраться, кто есть кто, прежде чем транслировать негативную информацию. Но мы можем наполнять эфир положительными примерами, рассказывать о рынке правду, комментировать события, грамотно отвечать на запросы»,— считает эксперт ЦБ.