Индекс ММВБ упал ниже 1800 пунктов - «Финансы»
Инвесторы уходят от будущих санкций
В начале торгов на Московской бирже индекс ММВБ обновил полуторагодовой минимум, опустившись ниже уровня 1800 пунктов. Индекс РТС обрушился ниже 1000 пунктов — до семимесячного минимума. Падение цен на нефть, а также ожидание введения новых санкций со стороны США заставляет инвесторов уходить с российского рынка.
С открытия торгов индекс ММВБ резко пошел вниз. Незадолго до полудня он уверенно опустился ниже 1800 пунктов — впервые с февраля 2016 года. К 13:00 индекс достиг отметки 1780 пунктов, что на 3,2% ниже закрытия среды. Планомерное снижение индекса продолжается с начала мая, за это время фондовый индикатор снизился на 12%. Индекс РТС впервые с ноября 2016 года опустился ниже 1000 пунктов. К 13:00 он достиг отметки 975 пунктов, что более чем на 3,8% ниже закрытия предыдущего дня. В лидерах падения — потерявшие более 5% акции Московской биржи, ФСК ЕЭС, «Россетей», «Аэрофлота». Немногим меньше снизились в цене наиболее ликвидные акции — Сбербанка (4,3%), ЛУКОЙЛа (4,4%), «Роснефти» (3,8%), «Газпрома» (3%).
Несмотря на недооцененность российского рынка (см. «Финансы и Банки» от 14 июня), инвесторы не спешат вкладывать в него средства. Безусловно, инвесторов останавливает конъюнктура нефтяного рынка, который оказывает значительное влияние на экономику страны. По данным агентства Reuters, в настоящее время котировки Brent и Urals на спот-рынке находятся ниже уровня $45 за баррель, то есть на минимальных значениях с ноября 2016 года. Стоимость фьючерсных контрактов на нефть Brent в первой половине дня опускалась до $46,7 за баррель, но к середине дня поднялась чуть выше $47 за баррель. Активный «медвежий» рынок наблюдается с середины мая — цены на нефть за этот период упали на 13%.
Негатива добавило и решение американских сенаторов расширить часть действующих санкций в отношении России. Вчера Сенат США принял соответствующий законопроект, который ранее был включен как поправка к закону о санкциях по Ирану. Предполагается ограничить срок любого кредитования для госбанков с 30 до 14 дней, для нефтегазовых компаний — с 90 до 30 дней. Потенциально могут быть введены санкции в отношении госкомпаний в железнодорожном, судоходном, металлургическом и горнодобывающих секторах. Как отмечают аналитики «Атона», в течение 180 дней Минфин США должен подготовить отчет о потенциальных последствиях расширения санкций на российский суверенный долг и производные инструменты.
Впрочем, законопроект еще должен быть одобрен Палатой представителей и подписан президентом США. При этом ранее госсекретарь США Рекс Тиллерсон выражал обеспокоенность в отношении действий Сената и заявил, что администрация предпочла иметь гибкость в отношении санкций. Именно отсутствие гибкости и возможностей для Белого дома по самостоятельной отмене санкций является наиболее важным моментом, если закон будет принят, считает аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич. По его словам, «именно это стало основным поводом для продаж по всему спектру российских бумаг». Кроме того, отмена санкций становится более дальней перспективой, что и стало негативным фактором для российского рынка.
Как отмечает Богдан Зварич, влияния поправок на отдельные компании и сектора не так страшны — проблем с фондированием и валютной ликвидностью в системе сейчас не наблюдается, а значит сужение «окна» кредитования, как для банков, так и для нефтегазовых компаний, не приведет к серьезным последствиям. При этом, как отмечают аналитики «Атона», новые санкции в отношении трубопроводов могут отрицательно сказаться на проектах «Газпрома» и «Транснефти», причем «Газпром» пострадает сильнее всего, учитывая его активный портфель проектов экспортно ориентированных трубопроводов, включая «Турецкий поток», «Северный поток-2» и «Сила Сибири».
Сенат США одобрил новые санкции против России
Сенат США 14 июня одобрил введение нового пакета санкций против России. Он затронет ключевые сектора российской экономики и лиц, которых Вашингтон считает причастными к кибератакам на выборах президента США 2016 года. Пакет был одобрен при соотношении 97 голосов за и 2 голоса против и двухпартийном консенсусе. При этом большинство в Сенате составляют члены Республиканской партии, формально являющиеся сторонниками Дональда Трампа.