«Бюджет — это не про деньги, бюджет — это про смысл»: как прошли публичные слушания по бюджету Новосибирской области на 2026 год? - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

«Бюджет — это не про деньги, бюджет — это про смысл»: как прошли публичные слушания по бюджету Новосибирской области на 2026 год? - «Финансы»

20 ноя 2025, 10:30
Финансы
23
0
«Бюджет — это не про деньги, бюджет — это про смысл»: как прошли публичные слушания по бюджету Новосибирской области на 2026 год? - «Финансы»

«Бюджет — это не про деньги, бюджет — это про смысл»: как прошли публичные слушания по бюджету Новосибирской области на 2026 год? - «Финансы»

Виталий Голубенко рассказал о проекте бюджета Новосибирской области участникам публичных слушаний. Фото пресс-службы Заксобрания Новосибирской области (zsnso.ru)

Процедура принятия бюджета на 2026 год идет в Новосибирской области в соответствии с законодательством. Правительство региона внесло проект главного финансового документа в Заксобрание для рассмотрения в первом чтении, областные парламентарии имеют возможность на текущем этапе подробно ознакомиться с проектом бюджета в рамках работы по комитетам. Еще одной утвержденной законом площадкой для обсуждения законопроекта о бюджете Новосибирской области стали публичные слушания, состоявшиеся 11 ноября 2025 года. Что интересного там прозвучало — в материале «Континента Сибирь».


В связи с тем, что проект бюджета региона основывается на прогнозе его макроэкономических показателей, его представление главным финансистом области предварялось докладом главного экономиста. В своем выступлении исполняющая обязанности регионального министра экономического развития Светлана Шарпф рассказала об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов.


Светлана Шарпф представила на публичных слушаниях по бюджету прогноз социально-экономического развития Новосибирской области. Фото: Михаил Периков

«Прогноз основан на базовых китах. Это предшествующий период 2023–2024 годов и текущий период 2025 года, те сценарные условия, которые были подготовлены Российской Федерацией на плановый период, наши государственные программы, которые реализуются во исполнение национальных проектов. Также мы учитываем приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области и стратегию развития региона», — пояснила в начале доклада Светлана Шарпф.


Кроме того, глава минэкономразвития сообщила о том, что в рассматриваемом прогнозе учтены те факторы и ограничения, которые существуют в регионе. В их числе названы недостаточный уровень внедрения инновационных технологий, неравномерность экономического развития территорий области в сравнении с агломерацией, возрастающая конкуренция за трудовые ресурсы.


Министерством сформировано три варианта прогноза: консервативный, целевой и инновационный. При этом консервативный вариант приравнивается к базовому, который и был использован для планирования бюджета. Согласно этому варианту, вопреки всем негативным тенденциям, в 2026 году рост валового регионального продукта Новосибирской области составит 2,4%, вырастут также все основные экономические индексы (см. таблицу).


Основные параметры прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Изображение: скриншот презентации минэкономразвития

Заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко в самом начале своего доклада подчеркнул, что «на предстоящий трехлетний период номинальный рост экономики будет продолжен».


Основным драйвером этого роста, по оценке министра, будет внутренний спрос. «Возможность поддержания внутреннего спроса будет обеспечена ожидаемым повышением заработной платы, потому что на сегодня рост доходов населения будет предопределять благосостояние и потенциал внутренней экономической активности», — пояснил докладчик. На плановый период минфин региона закладывает рост заработной платы более чем на 7% ежегодно.


Основополагающие принципы формирования бюджета в регионе не меняются на протяжении последних трех лет: выполнение социальных обязательств, достижение национальных целей и решение задач, обусловленных проведением специальной военной операции, а также реализация инфраструктурных проектов, которые регион выполняет в условиях софинансирования с федеральным бюджетом.





Слышит ли власть малый и средний бизнес, планируя налоговую реформу? Мнения новосибирских депутатов ГД



«В отношении бюджета развития мы пока занимаем консервативную политику, потому что мы можем формировать его сегодня только по остаточному принципу, исходя из того, сколько у нас остается свободных собственных доходов и возможностей по формированию заемного дефицита в пределах ограничений, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Поэтому в отношении нового строительства, новых объектов мы держим тактическую паузу и концентрируемся на завершении уже начатых объектов», — заявил Виталий Голубенко.


Одной из определяющих особенностей проекта бюджета является тот факт, что в 2025 году «после двузначной приростной фазы по собственным доходам Новосибирская область уходит на отметку порядка 105–106% по темпу роста». В связи с этим в финансовый документ заложены «более осторожные прогнозы по приросту собственных доходов». По оценке областного правительства, доходы региона по итогам 2025 года составят 279,011 млрд рублей. В бюджет следующих трех лет заложена доходная часть в суммах: 2026-й — 300,070 млрд рублей, 2027-й — 315,248 млрд рублей, 2028-й — 336,419 млрд рублей. Здесь уместным будет отметить, что прогноз по инфляции в регионе на эти годы предполагает ее плавное снижение от 5,8% до 4,5%.


По мнению регионального минфина, самым мощным вызовом для сегодняшней экономики становится то обстоятельство, что фаза ее экстенсивного роста завершена. «Тот рост экономики, который мы могли обеспечить за счет увеличения трудовых ресурсов, за счет заполнения производственных мощностей, которые имелись и были созданы, полностью достигнут. И дальнейшие шаги связаны исключительно с повышением производительности труда. Более чем трехлетний интенсивный рост заработной платы в связи с дефицитом трудовых ресурсов привел к тому, что у нас динамика заработной платы значительно опередила производительность труда», — констатировал Виталий Голубенко.


«Мы всегда говорили и говорим о том, что наш бюджет, в первую очередь, — это налоговая отдача нашей экономики, наших предприятий, организаций и умение и способность нашего бизнеса эффективно вести дела, — продолжая разбор доходной части предлагаемого на рассмотрение общественности и депутатов финансового документа, министр акцентировал внимание на структуре собственных доходов. — Третью часть всегда обеспечивал налог на прибыль, третью часть — НДФЛ и третью часть — все остальные доходы».


Поэтому, по словам Виталия Голубенко, именно сокращение налогооблагаемой прибыли, как в силу значительного роста затрат, которые не коррелировались с производительностью труда, так и в силу изменения ряда налоговых политик государства для решения важных приоритетных задач, рикошетом отражается на поступлениях в доходную часть бюджета.





Горская в Новосибирске продолжает меняться — жизнь в районе выходит на новый уровень



Об оценке налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области в 2025 году и прогнозе на 2026 год рассказал на публичных слушаниях руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области Геннадий Морозов. В частности, он констатировал, что с точки зрения экономики и финансов текущий год складывается непростым, и те факторы, которые это предопределили, будут влиять на исполнение бюджета и в следующем.


В 2025 году в регионе наблюдается «умеренный рост» налоговых доходов, на конец периода он оценивается в 102,8%. Рост поступлений по НДФЛ за 10 месяцев текущего года составил 116,8%, что значительно ниже плановых показателей. Основным фактором, влияющим на динамику поступлений от этого налога, является рост оплаты труда, которая растет медленнее, чем прогнозировалось.


Негативное влияние на доходную часть областного бюджета оказывает и снижение поступлений от налога на прибыль. Кассовый план по нему выполнен пока на 91,3% с недобором 20 млрд рублей. Причинами снижения налога на прибыль являются рост процентов к уплате по кредитам, курсовые разницы, снижение выручки от реализации, в том числе экспортной, и рост транспортных расходов. В целом сохраняется риск невыполнения в 2025 году плана налоговых поступлений в сумме 27,7 млрд рублей.



Согласно проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов», главным источником доходов Новосибирской области будут «Налоговые и неналоговые доходы» в сумме 300 млрд 070 млн рублей (с темпом роста к ожидаемому поступлению 2025 года 107,5%), в том числе: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 108 млрд 544 млн рублей (107,6%), налог на прибыль организаций — 87 млрд 324 млн рублей (110,9%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 30 млрд 632 млн (110,7%).



В связи с растущей нагрузкой на бизнес, снижением налогооблагаемой базы и предстоящим повышением федеральных налогов депутат Заксобрания Владислав Плотников вышел с предложением не поднимать в 2026 году местные налоги. В том, что касается реального сектора экономики, в части предложений по повышению налога на имущество министр финансов высказал свое предварительное согласие с этим подходом: «Да, на фоне федеральных инициатив готовы взять паузу в нашем решении, если профильный комитет Заксобрания выйдет с таким предложением». В отношении инициативы по повышению транспортного налога Виталий Голубенко выразил убежденность, что актуализация налоговой ставки должна отвечать экономическим реалиям.


Говоря о федеральной трансфертной поддержке, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области отметил то обстоятельство, что проект федерального бюджета на очередную трехлетку практически полностью распределил весь объем трансферта, предназначенный для регионов. «Если сравнить с бюджетом на 2025 год, то первым чтением тогда было распределено всего лишь 12% всего объема трансферта федерального бюджета. На 2026 год этот показатель намного выше — 94% межбюджетных трансфертов, которые заложены в расходную часть федерального бюджета, уже распределены. И это очень важно, потому что для регионов облегчило понимание перспективы получения и понимание размеров собственных обязательств для обеспечения условий софинансирования», — рассказал Виталий Голубенко.


По предварительной оценке, в 2025 году объем безвозмездных поступлений в бюджет Новосибирской области составит 30,796 млрд рублей. По прогнозу на 2026 год — 24,792 млрд рублей. В пояснениях по этому разделу документа министр напомнил участникам слушаний о том, что регион уже третий год входит в категорию субъектов Российской Федерации, у которых уровень бюджетной обеспеченности выше среднероссийского показателя, который определен как основа для предоставления федеральных дотаций. Поэтому у области нет такой формы трансфертной поддержки, как дотации.





За счет чего в АПК Сибири в ближайшие 5 лет планируют наращивать объем производства и экспорта?



Консерватизм прогноза на 2026 год министр финансов объяснил также и тем, что заемный дефицит бюджета (44,291 млрд рублей) получился значительным и соразмерным с оценкой заемного дефицита, который получится по завершению 2025 года. «Это очень важно понимать, потому что каждый миллиард заемного дефицита генерирует в бюджете 165 миллионов расходов на его обслуживание, то есть процентов платежей», — подчеркнул докладчик.


«Отсюда и задача по поиску внутренних резервов, по улучшению эффективности управления теми бюджетными ресурсами, которые предоставляются нашим профильным министерствам, более чем важна. Если раньше мы возможности индексации применяли намного шире, охватывали не только заработную плату и социальные выплаты, но могли частично индексировать материальные затраты, то сегодняшние финансовые возможности не позволяют материальные затраты индексировать. Поэтому вопрос о проведении эффективной закупочной политики, пересмотре внутренних производственных процессов в отраслях будет иметь место и будет показателем эффективности руководителей», — Виталий Голубенко отдельно остановился на факторе переосмысления и трансформации подходов к расходованию бюджетных ресурсов.


Объем приоритетных расходов бюджета Новосибирской области на 2026 год составляет 327 млрд рублей, с приростом на 17 млрд рублей (+105,5%). В расходной части наибольший вес занимают образование, социальные выплаты, содержание государственных и муниципальных учреждений, здравоохранение. Меры социальной поддержки увеличиваются преимущественно за счет увеличения поддержки участников СВО и членов их семей.



Согласно проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов», распорядителями бюджетных средств, на чью долю в 2026 году предусмотрены наибольшие объемы бюджетных ассигнований, являются министерство образования Новосибирской области (81 млрд 085 млн рублей), министерство труда и социального развития (72 млрд 508 млн рублей), министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области (61 млрд 722 млн рублей), министерство здравоохранения Новосибирской области (55 млрд 152 млн рублей) и министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (38 млрд 382 млн рублей).



В продолжение темы поддержки участников СВО ветеран спецоперации, депутат Заксобрания Данила Воротников во время обсуждения доклада попросил уточнить: «Заложены ли в бюджете средства на поддержку участников СВО, которые находятся сейчас там, за лентой, и наших воинских подразделений в виде оружия и беспилотных летательных аппаратов?» В своем положительном отклике министр был краток: «Резервный фонд. Ответ — да».


Резервный фонд правительства области (8,770 млрд рублей), по словам Голубенко, — «важный компонент, который позволяет маневрировать и находить решения там, где нам недостаточно предусмотренных законом о бюджете бюджетных ассигнований». Его структура на 2026 год включает четыре  смысловых блока: резерв средств на реализацию мероприятий, обусловленных проведением СВО (2,675 млрд рублей), резерв средств на поддержку жилищно-коммунального комплекса (2,254 млрд рублей), резерв средств на возможный более высокий рост заработной платы (2,226 млрд рублей), ЧС и непредвиденные расходы (1,615 млрд рублей).


Валерий Ильенко выступил с предложением о субсидировании перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам. Фото: Михаил Периков

Дорожный фонд предусмотрен в бюджете на 2026 год в объеме 22,708 млрд рублей только в пределах доходов, которые закреплены федеральным законодательством, — акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и штрафы за нарушение правил дорожного движения. Из общих доходов областного бюджета пока нет возможности добавлять средства на эту важную инфраструктурную составляющую областного бюджета.


Статья транспортного обслуживания населения на 2026 год (3,502 млрд рублей) предусматривает рост затрат только в части расходов, которые касаются обеспечения межмуниципальных пассажирских перевозок, субсидирования перевозчиков в той части, которая обусловлена недостаточностью тарифного регулирования, и пригородные железнодорожные перевозки.





Левый берег Новосибирска преображается: на месте долгостроя на ул. Титова появится многофункциональ­ный комплекс?



Председатель комитета ЗС по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко, не обнаружив в структуре приоритетных расходов субсидирования перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам, выступил с предложением включить эту статью в финансовый документ. Его поддержал председатель президиума Совета муниципальных образований, глава Новосибирского района Новосибирской области Андрей Михайлов.


«Даже в достаточно сложных управленческих условиях, в которых мы сегодня находимся, считаем важным продолжать поддержку областного центра, потому что город Новосибирск как более мощный экономический центр генерирует налоговую отдачу значительно больше. Исходя из этой логики, вложение в эту территорию должно дать высокий коэффициент обратной связи в виде налоговых платежей», — аргументировал глава минфина еще одну статью расходов областного бюджета. Всего на поддержку программ развития Новосибирска в 2026 году предусмотрено 10,904 млрд рублей.


В заключительной части своего доклада Виталий Голубенко сообщил слушателям, что для того, чтобы балансировать представленный бюджет, правительству Новосибирской области необходимо увеличить объем заимствований. В связи с этим регион переходит в среднюю группу по долговой устойчивости. «Ситуация управляемая. Качественная возможность ее удержания на этой отметке полностью зависит от эффективных управленческих решений, включающих в том числе и политику распоряжения ограниченным бюджетным ресурсом», — считает Виталий Голубенко. Совокупный размер госдолга региона составит в 2026 году 174,898 млрд рублей.



Основные параметры бюджета Новосибирской области на 2026 год: доходы — 324 862,7 млн рублей (в том числе налоговые и неналоговые — 300 070,5 млн рублей); расходы — 369 153,2 млн рублей; дефицит — 44 290,5 млн рублей.



«Как я всегда подчеркивал, бюджет — это не про деньги, бюджет — это про смысл. А смысл — это то, что достигается в переговорах и во взаимопонимании. Я готов дальше обсуждать с вами этот документ», — так образно продемонстрировал Виталий Голубенко в заключение своего доклада конструктив и готовность к диалогу со всеми заинтересованными сторонами. Участники публичных слушаний по бюджету нашли на данном этапе ответы на все вопросы. Работа над проектом главного финансового документа Новосибирской области будет продолжена.


Ирина Диденко подвела итог публичных слушаний по бюджету Новосибирской области на 2026 год. Фото: Михаил Периков

Итог слушаниям подвела председательствующая на мероприятии заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области, глава бюджетного комитета Ирина Диденко. «Важный блок предложений касается повышения эффективности расходов областного бюджета. В условиях ограниченности финансовых ресурсов данные вопросы приобретают особую актуальность. Необходимо понимать, что повышение эффективности расходов не сводится к трехлетнему бюджетному циклу, требуется принятие системных долгосрочных мер на областном уровне, которые позволят обеспечить сбалансированность областного бюджета. Аналогичные задачи ставятся и на федеральном уровне в отношении федерального бюджета. О необходимости повышения эффективности расходов в своих выступлениях высказывались и участники публичных слушаний. Также включены предложения по повышению доходов областного бюджета, необходимости обеспечения мониторинга за исполнением проектов, реализуемых за счет механизма списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам, обеспечению выполнения наказов избирателей. Коллеги выступили с предложением о необходимости финансирования на 2026 год расходов, связанных с субсидированием перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам, я считаю, необходимо включить и эти предложения в рекомендации в дальнейшую работу профильных комитетов», — аккумулировала Ирина Диденко те рекомендации, которые прозвучали в рамках слушаний и найдут отражение в дальнейшей работе органов власти.


Также в своем заключительном обращении по поручению председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива она призвала всех депутатов, всех представителей муниципальных образований очень внимательно подойти к анализу основного финансового документа, учесть не только рекомендации, но и предложения жителей Новосибирской области.


«Континент Сибирь» будет следить за развитием событий.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Виталий Голубенко рассказал о проекте бюджета Новосибирской области участникам публичных слушаний. Фото пресс-службы Заксобрания Новосибирской области (zsnso.ru) Процедура принятия бюджета на 2026 год идет в Новосибирской области в соответствии с законодательством. Правительство региона внесло проект главного финансового документа в Заксобрание для рассмотрения в первом чтении, областные парламентарии имеют возможность на текущем этапе подробно ознакомиться с проектом бюджета в рамках работы по комитетам . Еще одной утвержденной законом площадкой для обсуждения законопроекта о бюджете Новосибирской области стали публичные слушания, состоявшиеся 11 ноября 2025 года. Что интересного там прозвучало — в материале «Континента Сибирь». В связи с тем, что проект бюджета региона основывается на прогнозе его макроэкономических показателей, его представление главным финансистом области предварялось докладом главного экономиста. В своем выступлении исполняющая обязанности регионального министра экономического развития Светлана Шарпф рассказала об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Светлана Шарпф представила на публичных слушаниях по бюджету прогноз социально-экономического развития Новосибирской области. Фото: Михаил Периков «Прогноз основан на базовых китах. Это предшествующий период 2023–2024 годов и текущий период 2025 года, те сценарные условия, которые были подготовлены Российской Федерацией на плановый период, наши государственные программы, которые реализуются во исполнение национальных проектов. Также мы учитываем приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области и стратегию развития региона», — пояснила в начале доклада Светлана Шарпф. Кроме того, глава минэкономразвития сообщила о том, что в рассматриваемом прогнозе учтены те факторы и ограничения, которые существуют в регионе. В их числе названы недостаточный уровень внедрения инновационных технологий, неравномерность экономического развития территорий области в сравнении с агломерацией, возрастающая конкуренция за трудовые ресурсы. Министерством сформировано три варианта прогноза: консервативный, целевой и инновационный. При этом консервативный вариант приравнивается к базовому, который и был использован для планирования бюджета. Согласно этому варианту, вопреки всем негативным тенденциям, в 2026 году рост валового регионального продукта Новосибирской области составит 2,4%, вырастут также все основные экономические индексы (см. таблицу). Основные параметры прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Изображение: скриншот презентации минэкономразвития Заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко в самом начале своего доклада подчеркнул, что «на предстоящий трехлетний период номинальный рост экономики будет продолжен». Основным драйвером этого роста, по оценке министра, будет внутренний спрос. «Возможность поддержания внутреннего спроса будет обеспечена ожидаемым повышением заработной платы, потому что на сегодня рост доходов населения будет предопределять благосостояние и потенциал внутренней экономической активности», — пояснил докладчик. На плановый период минфин региона закладывает рост заработной платы более чем на 7% ежегодно. Основополагающие принципы формирования бюджета в регионе не меняются на протяжении последних трех лет: выполнение социальных обязательств, достижение национальных целей и решение задач, обусловленных проведением специальной военной операции, а также реализация инфраструктурных проектов, которые регион выполняет в условиях софинансирования с федеральным бюджетом. Слышит ли власть малый и средний бизнес, планируя налоговую реформу? Мнения новосибирских депутатов ГД «В отношении бюджета развития мы пока занимаем консервативную политику, потому что мы можем формировать его сегодня только по остаточному принципу, исходя из того, сколько у нас остается свободных собственных доходов и возможностей по формированию заемного дефицита в пределах ограничений, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Поэтому в отношении нового строительства, новых объектов мы держим тактическую паузу и концентрируемся на завершении уже начатых объектов», — заявил Виталий Голубенко. Одной из определяющих особенностей проекта бюджета является тот факт, что в 2025 году «после двузначной приростной фазы по собственным доходам Новосибирская область уходит на отметку порядка 105–106% по темпу роста». В связи с этим в финансовый документ заложены «более осторожные прогнозы по приросту собственных доходов». По оценке областного правительства, доходы региона по итогам 2025 года составят 279,011 млрд рублей. В бюджет следующих трех лет заложена доходная часть в суммах: 2026-й — 300,070 млрд рублей, 2027-й — 315,248 млрд рублей, 2028-й — 336,419 млрд рублей. Здесь уместным будет отметить, что прогноз по инфляции в регионе на эти годы предполагает ее плавное снижение от 5,8% до 4,5%. По мнению регионального минфина, самым мощным вызовом для сегодняшней экономики становится то обстоятельство, что фаза ее экстенсивного роста завершена. «Тот рост экономики, который мы могли обеспечить за счет увеличения трудовых ресурсов, за счет заполнения производственных мощностей, которые имелись и были созданы, полностью достигнут. И дальнейшие шаги связаны исключительно с повышением производительности труда. Более чем трехлетний интенсивный рост заработной платы в связи с дефицитом трудовых ресурсов привел к тому, что у нас динамика заработной платы значительно опередила производительность труда», — констатировал Виталий Голубенко. «Мы всегда говорили и говорим о том, что наш бюджет, в первую очередь, — это налоговая отдача нашей экономики, наших предприятий, организаций и умение и способность нашего бизнеса эффективно вести дела, — продолжая разбор доходной части предлагаемого на рассмотрение общественности и депутатов финансового документа, министр акцентировал внимание на структуре собственных доходов. — Третью часть всегда обеспечивал налог на прибыль, третью часть — НДФЛ и третью часть — все остальные доходы». Поэтому, по словам Виталия Голубенко, именно сокращение налогооблагаемой прибыли, как в силу значительного роста затрат, которые не коррелировались с производительностью труда, так и в силу изменения ряда налоговых политик государства для решения важных приоритетных задач, рикошетом отражается на поступлениях в доходную часть бюджета. Горская в Новосибирске продолжает меняться — жизнь в районе выходит на новый уровень Об оценке налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области в 2025 году и прогнозе на 2026 год рассказал на публичных слушаниях руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области Геннадий Морозов. В частности, он констатировал, что с точки зрения экономики и финансов текущий год складывается непростым, и те факторы, которые это предопределили, будут влиять на исполнение бюджета и в следующем. В 2025 году в регионе наблюдается «умеренный рост» налоговых доходов, на конец периода он оценивается в 102,8%. Рост поступлений по НДФЛ за 10 месяцев текущего года составил 116,8%, что значительно ниже плановых показателей. Основным фактором, влияющим на динамику поступлений от этого налога, является рост оплаты труда, которая растет медленнее, чем прогнозировалось. Негативное влияние на доходную часть областного бюджета оказывает и снижение поступлений от налога на прибыль. Кассовый план по нему выполнен пока на 91,3% с недобором 20 млрд рублей. Причинами снижения налога на прибыль являются рост процентов к уплате по кредитам, курсовые разницы, снижение выручки от реализации, в том числе экспортной, и рост транспортных расходов. В целом сохраняется риск невыполнения в 2025 году плана налоговых поступлений в сумме 27,7 млрд рублей. Согласно проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов», главным источником доходов Новосибирской области будут «Налоговые и неналоговые доходы» в сумме 300 млрд 070 млн рублей (с темпом роста к ожидаемому поступлению 2025 года 107,5%), в том числе: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 108 млрд 544 млн рублей (107,6%), налог на прибыль организаций — 87 млрд 324 млн рублей (110,9%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 30 млрд 632 млн (110,7%). В связи с растущей нагрузкой на бизнес, снижением налогооблагаемой базы и предстоящим повышением федеральных налогов депутат Заксобрания Владислав Плотников вышел с предложением не поднимать в 2026 году местные налоги. В том, что касается реального сектора экономики, в части предложений по повышению налога на имущество министр финансов высказал свое предварительное согласие с этим подходом: «Да, на фоне федеральных инициатив готовы взять паузу в нашем решении, если профильный комитет Заксобрания выйдет с таким предложением». В отношении инициативы по повышению транспортного налога Виталий Голубенко выразил убежденность, что актуализация налоговой ставки должна отвечать экономическим реалиям. Говоря о федеральной трансфертной поддержке, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области отметил то обстоятельство, что проект федерального бюджета на очередную трехлетку практически полностью распределил весь объем трансферта, предназначенный для регионов. «Если сравнить с бюджетом на 2025 год, то первым чтением тогда было распределено всего лишь 12% всего объема трансферта федерального бюджета. На 2026 год этот показатель намного выше — 94% межбюджетных трансфертов, которые заложены в расходную часть федерального бюджета, уже распределены. И это очень важно, потому что для регионов облегчило понимание перспективы получения и понимание размеров собственных обязательств для обеспечения условий софинансирования», — рассказал Виталий Голубенко. По предварительной оценке, в 2025 году объем

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru