Из кризиса по встречке - «Финансы и Банки»
Рынок автокредитования становится все более популярным среди самих кредиторов. Как выяснил Банки.ру, семь кредитных организаций запустили или возобновили данный бизнес в последнее время либо собираются это сделать. Почему так происходит на фоне продолжительного падения продаж автомобилей?
Поехали!
Банки.ру, кредитная организация «пилотировала» автокредиты совместно с БыстроБанком. В ходе тестового проекта была реализована схема, схожая с той, которую «Тинькофф» использует при выдаче ипотечных кредитов. В рамках партнерской программы договор автокредитования заключался непосредственно с БыстроБанком, Тинькофф Банк выступал в качестве посредника-брокера в сделке.
Если в отношении монолайнеров нежелание запускать автокредитование понятно, то подобный подход к бизнесу универсальных банков немного удивителен, ведь, несмотря на стагнацию, автокредитование остается достаточно востребованным продуктом в России. Несмотря на падение рынка, в январе — сентябре текущего года в России было продано свыше миллиона новых легковых и легких коммерческих авто (подсчеты АЕБ).
Незаинтересованные в запуске автокредитования банки обычно поясняют, что их бизнес сфокусирован на иных направлениях.
«В продуктовой линейке АТБ отсутствует автокредитование, и в ближайшее время мы пока не планируем его запускать. В утвержденной стратегии развития АТБ до 2018 года включительно нашими приоритетными направлениями розничного кредитования являются потребительские кредиты, кредитные карты и зарплатные проекты», — комментирует директор по розничному бизнесу Азиатско-Тихоокеанского Банка Александр Парамонов.
Помимо прочего, банкиры говорят о том, что среди населения достаточно популярны потребкредиты в качестве замены полноценного автокредита.
«Многие клиенты не понимают, зачем брать специализированный автокредит, если можно взять «потреб» и купить на него машину без каких-либо залогов и обязательных страховок», — делится наблюдениями один банкир, пожелавший остаться неизвестным.
Пробег имеет значение
По словам эксперта по кредитованию Банки.ру Анастасии Белик, на сегодняшний день рынок автокредитования уже поделен между несколькими крупными игроками, и новым участникам пробиться на него довольно сложно. Банки, которые только начинают выдавать автокредиты, ориентированы в основном на рынок подержанных автомобилей. Связано это с тем, что сейчас рынок авто с пробегом более привлекателен для клиентов, так как за время кризиса цены на б/у авто выросли в меньшей степени, чем на новые машины.
«Отдельно необходимо выделить программы для покупки автомобилей у частных лиц, которые в последнее время активно разрабатываются банками. Этот вид кредитования — относительно рискованный для банков в связи с большей вероятностью мошенничества и трудностями оценки залога, — рассказывает Белик. — По этой причине банки, которые давно занимаются автокредитованием и имеют партнерские отношения с автосалонами, избегают данного сегмента рынка, что дает шанс новым игрокам занять свободную нишу».
Эксперт Банки.ру замечает, что Росгосстрах Банк вышел на рынок с продуктом «Автокредит без посредников», в рамках которого заемщики могут приобрести авто у частного лица под 19% годовых. Банк «Восточный Экспресс» запустил кредитную программу со ставкой от 19% до 32% годовых на покупку подержанного автомобиля, продавцом которого может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
Кроме того, возобновили выдачу автокредитов банки «Левобережный», «Советский» и Балтинвестбанк. Данные кредитные организации предлагают программы на приобретение новых и подержанных автомобилей. Однако условия кредитования приближены к среднерыночным и не имеют ярко выраженных преимуществ, считает Белик. Но автопродукты постепенно совершенствуются: с момента их запуска снижение ставки произошло уже несколько раз, а также улучшились условия кредитования в части срока и суммы финансирования.
«На мой взгляд, говорить о всеобщем стремлении банков выйти на рынок автокредитования пока рано. В условиях падающего рынка запускать новое кредитное направление довольно сложно, особенно на устоявшемся рынке. Кредитование подержанных машин более перспективно, но ставка по таким продуктам традиционно выше, чем по кредитам на новый транспорт, что снижает привлекательность предложения для заемщика, — размышляет Белик. — Кроме того, для приобретения авто с пробегом люди зачастую предпочитают пользоваться потребительским кредитом. В этом случае не потребуются оформление каско, первоначальный взнос и предоставление залога».
Как бы то ни было, ставки по автокредитам постепенно снижаются. Очередная волна снижения, как правило, происходит после понижения Банком России ключевой ставки.
«За прошедший год средняя ставка по кредитам на покупку как новых, так и подержанных автомобилей снизилась примерно на 3—4 процентных пункта и составляет около 18% (без учета ставок по программам господдержки) и 21% годовых соответственно, — делится данными Белик. — Напомню, что до конца текущего года действует программа льготного автокредитования, в рамках которой за счет государственной субсидии процентная ставка по кредиту снижается на две трети от ключевой ставки и в среднем составляет 11% годовых (при покупке новых легковых автомобилей российской сборки 2015 и 2016 годов выпуска стоимостью до 1,15 миллиона рублей). Уже сейчас обсуждается возможность господдержки отрасли в 2017 году. Продление программы поможет дополнительно простимулировать спрос населения на автокредиты, а значит, количество новых предложений на рынке может увеличиться».
80% рынка автокредитов сосредоточено у 15-16 банков Алексей Токарев, старший вице-президент ВТБ 24
Cтарший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ 24 Алексей Токарев отмечает, что хотя количество банков, выдающих автокредиты, растет, 80% рынка сосредоточено у 15—16 игроков, активно работающих с этим продуктом, включая кэптивные банки.
«Прирост количества банков, выдающих автокредиты, не поддержал авторынок, а совокупная доля выдач, приходящаяся на прочих игроков, и вовсе сократилась за последние годы. Активность на рынке может быть вызвана подключением банков к государственной программе субсидирования ставок по автокредитованию и их стремлением предоставить программу своим клиентам, но в конкуренции с активными игроками они уступают, — говорит Токарев. — Для развития автокредитования требуются серьезные инвестиции в технологии, гибкая продуктовая линейка, широкая сеть дистрибуции: основной канал продаж — партнеры, зайти туда новым игрокам крайне сложно».
Президент кэптивного Тойота Банка Александр Колошенко уверен, что сегмент автокредитования — особенный, поэтому для успешной работы в нем необходимы дополнительные знания и взаимоотношения с партнерами (дилерами). Если такие связи отсутствуют, в сложной экономической ситуации банки часто делают разумный выбор и покидают сегмент автокредитования. По мере улучшения ситуации в экономике банки стараются войти либо вернуться в большее количество сегментов, в том числе в автокредитование. В то время как кэптивные банки практически всегда, вне зависимости от экономической ситуации, работают с дилерами и клиентами в рамках автокредитования.
«Успешность банка в автокредитовании зависит не от его «универсальности», а от способности построить бизнес-модель в этом сегменте с учетом специфики каналов получения бизнеса (автодилеров). Для специализированного банка бизнес-модель настраивается естественным путем, универсальному банку необходимо проявить некоторую смелость в модернизации существующих процессов и структуры управления, — уверен Колошенко. — Сказанное справедливо не только для автокредитования, но и для всех других направлений деятельности банка: при серьезном подходе к какому-то направлению весьма дальновидно создавать отдельную самостоятельную структуру. По этому пути в России пошли уже многие банки, включая дочерние банки международных корпораций, сохраняя отдельные бизнес-единицы с банковскими лицензиями».
Банки пытаются компенсировать автокредитованием падение потребкредитования Кирилл Григорьев, исполнительный директор Плюс БанкаКирилл Григорьев, исполнительный директор Плюс Банка, специализирующего на автокредитовании, полагает, что данный вид бизнеса интересует банки, в частности, из-за падения спроса на потребкредиты.
«Падение спроса на кредитные продукты со стороны населения приводит к падению продаж и соответствующих портфелей в сегменте потребительского кредитования. Соответственно, банки пытаются компенсировать автокредитованием падение потребительского кредитования, но я считаю, что это временный интерес — по вышеобозначенным причинам. Тем более что рынок находится в просадке и поделен между существующими игроками, а мы своих позиций сдавать не намерены», — комментирует Григорьев.
Без господдержки количество прибыльных игроков на рынке автокредитования не будет превышать трех Александр Колошенко, президент Тойота БанкаГлава Тойота Банка поясняет: автокредитование — весьма специфический продукт, который подразумевает высокие расходы на получение бизнеса (например, комиссии автодилерам) и низкую маржинальность. Найти оптимальный баланс для многих банков — крайне сложная задача.
«Если исключить банки, которые де-факто являются прибыльными только лишь из-за поддержки автокредитования со стороны государства (субсидия процентной ставки), то количество прибыльных игроков на этом рынке не будет превышать трех», — заявляет Колошенко.
Он указывает, что в настоящее время все банки находятся в активном поиске новых сегментов бизнеса для размещения накопленной избыточной ликвидности. Сегмент автокредитования стратегически кажется им очень привлекательным: главную роль играют высокая средняя сумма кредита и возможность сохранять этот кредит в своем портфеле несколько лет.
«Хотя соблазн начать бизнес в этом сегменте очень высок, требуются специальные знания и опыт для построения действительно прибыльной стратегии, — уверен Колошенко. — Главное, можно с уверенностью сказать, что, как и во все предыдущие кризисы, подавляющее большинство универсальных банков оперативно свернут свои программы автокредитования даже при небольшой турбулентности на рынке. Наличие у большинства автопроизводителей собственного, кэптивного, банка позволяет гарантировать для дилерской сети стабильные продажи автомобилей в кредит, вне зависимости от стратегий и планов универсальных банков. Дилерам также полезно помнить о том, что партнеров разумно выбирать не только на хорошие времена, но и на более сложные».
Анна ДУБРОВСКАЯ,